Насколько нынешняя жизнь невозможна без компьютера и цифровых технологий, настолько же опасным в современном мире оказался и кибербандитизм, настоящий разгул которого мы наблюдаем сейчас. Если еще несколько лет назад мировая киберпреступность была представлена преимущественно хакерами-студентами, которые вредили в интернете из чистого хулиганства, то теперь электронные разбойники стремительно сращиваются в масштабные преступные группировки похлеще наркокартелей или бандитских триад. Уже сейчас обороты мировой киберпреступности соизмеримы с глобальной наркоторговлей, а в ближайшие год-два превзойдут ее в разы. Новые виртуальные гангстеры, не выходя из дома, с помощью компьютерной клавиатуры и мыши похищают деньги, которые и не снились грабителям с гранатами и пулеметами: в конкретных атаках речь уже идет не о миллионах, а о миллиардах долларов.
Каждый день киберпреступники придумывают новые способы вскрывать информационные системы: печальный хит последних месяцев — так называемые программы-вымогатели, которые в одночасье превращают ценную информацию в компьютере в мусор, если не заплатить (впрочем, если вымогателям платить, то все равно чаще всего данные пропадают).
Ну и, конечно, помимо экономических преступлений электронные атаки как никогда широко используются в политике, в общественной деятельности и, что самое тревожное, в межгосударственном противостоянии. Последний год был полон скандалов, связанных со взломом секретных информационных систем, включая шум по поводу кибератак на Демократическую партию США, который не утихает до сих пор. Тревогу вызывает то, что США и НАТО приравнивают кибератаки к военной агрессии и считают своим правом отвечать на них реальным военным ударом. Это делает компьютерные программы идеальным средством для провокации, когда любой квалифицированный хакер может напасть на то или иное государственное учреждение, умело маскируя такое преступление под действия любой страны.
Самое опасное, что хакерам вполне по зубам нападать на важные инфраструктурные объекты: из-за их действий уже сотни тысяч людей, например, остаются без света в США, Канаде, Украине. В России в конце прошлого года едва не парализовало банковскую систему, когда американский хакер признался, что задействовал в атаках сеть из полумиллиона кофеварок, тостеров, видеокамер и прочих умных вещей.
Вместо взаимных обвинений и агрессивной риторики государствам пора начать конструктивный диалог о предотвращении киберугроз. Современный кибертерроризм способен, например, устроить коллапс транспортной системы той или иной страны или вывести из строя очистные сооружения миллионного мегаполиса не хуже мощной бомбы. И стоять за этим могут не зловещие иностранные спецслужбы, а группа сумасшедших фанатиков, протестующих против притеснений мишек в зоопарке или нарушения прав верующих какой-нибудь экзотической конфессии.
Человечеству нужно срочно договариваться, как сделать так, чтобы какой-нибудь аэропорт или электронная система конкретного самолета с сотнями пассажиров на борту вдруг не оказалась атакована кибербандитами, а электронные взломщики перестали бы уводить миллиарды долларов из информационных систем банков. Глупо предполагать, что подключенная к интернету кофеварка из-за хакера может напасть на своего хозяина, однако, например, взлом «электронных мозгов» современного автомобиля — уже реальная возможность, которая, увы, может угрожать большинству простых людей, в том числе в нашей стране.