Заставь услышать себя

Дмитрий Гавриленко
редактор новостей Expert.ru
24 июля 2017, 00:00

Если вас посетила гениальная идея, которая способна изменить мир к лучшему, не спешите радоваться — прежде всего вам необходимо научиться подать свои идеи таким образом, чтобы у окружающих появился шанс их оценить

Читайте Monocle.ru в

Кармин Гало, тренер по ораторскому мастерству, журналист, работающий с руководителями и топ-менеджментом таких компаний, как Intel, Chevron, Coca-Cola, написал книгу «Презентация в стиле TED». Technology Entertainment Design («Технологии, развлечения, дизайн») — частный некоммерческий фонд в США, представляющий собой площадку для презентации уникальных идей, а видео с его презентациями доступны в интернете. В книге речь идет не о фонде, а о способе подачи информации, который применяется TED и который Кармин Гало считает наиболее эффективным. Книги Дейла Карнеги «Искусство публичных выступлений» 1915 года, «Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров» 1931 года и «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» 1956 года, безусловно, остаются одними из лучших в своей области. Кармин Гало не только не опровергает Карнеги, а напротив, охотно на него ссылается, считая высказанные в его книгах идеи ключевыми. Но мир за последние пятьдесят лет очень сильно изменился, изменился и человек, его восприятие окружающего мира. «Клиповое мышление» — это данность, с которой приходится иметь дело современному оратору. Не стоит на месте и наука: когнитивная нейробиология, изучающая связь активности головного мозга с познавательными процессами, подарила нам возможность безошибочно определять, что по-настоящему способно привлечь внимание слушателя.

Длительность вашего выступления, по мнению автора, не должна превышать восемнадцати минут. Для многих такой формат выступления кажется слишком сжатым, кажется, что невозможно успеть все объяснить за столь короткое время. Но если вы расскажете все, что хотели, а вас давно перестали внимательно слушать еще полчаса назад, вы потратите время зря. Автор приводит пример, когда академическому ученому удалось упаковать историю Земли в формат TED-выступления. И даже, хотя это и кажется невероятным, автор утверждает, что во время конференции в Бейкерсфилде бывшему генсеку ЦК КПСС Михаилу Горбачеву удалось уложить свое выступление в двадцать минут.

Привлечь внимание слушателя не такая простая задача, как может показаться. Ни обилие расчетов, доказывающих, что ваш проект самый рентабельный, ни огромное количество картинок и графиков не гарантируют даже простого внимания к вашему выступлению. Внимание аудитории надо завоевать и удерживать собственной эмоциональностью и заинтересованностью в предмете презентации. Исследования показывают, что самые искушенные инвесторы зачастую меньше реагируют на математические расчеты будущей прибыли, чем на эмоции человека, предлагающего им новый бизнес-план. Даже если вы искренне верите в то, что говорите, отсутствие опыта публичных выступлений и теоретических знаний могут сыграть с вами злую шутку. Волнение и неумение правильно себя вести: темп речи, жесты, которые вы используете, эмоциональная окраска выступления — все это даст подсознательный сигнал слушателю, что вам нельзя доверять, и презентация будет безнадежно испорчена.

Умение сделать свою идею особенной равноценно повышению ее капитализации. Автор приводит пример, когда в виде эксперимента была куплена масса дешевых безделушек и все они были выставлены на продажу в интернете с кратким рассказом о каждой вещи. История, прочитанная покупателем, делала в его глазах эту безделицу уникальной, и все вещи были проданы в десятки раз дороже. Умение сделать свой бизнес-план уникальным в глазах зрителя, пробудить личную заинтересованность — одно из ключевых условий успеха. Стив Джобс, вернувшись в Apple в 1997 году, так завершил свое первое публичное выступление: «Мне кажется, вы — те, кто покупает компьютеры Apple, — всегда немного отличались от остальных… Мне кажется, люди, которые их покупают, — это творческие натуры. Они не просто хотят выполнять свою работу, они полны решимости изменить мир. И они меняют этот мир, используя новые инструменты, которые могут заполучить. И мы создаем инструменты для таких людей… Их не раз называли безумцами. Но в их безумии мы видим гений. И именно для них и создаем инструменты». Потребитель никогда не переплатит лишние пару сотен долларов за компьютер или смартфон, так как его выбор всегда рационален. Но покупка инструмента, который меняет мир, делает тебя творческой натурой и стоит всего на двести долларов дороже компьютеров или смартфонов, которыми пользуются обычные люди, — это очень выгодная сделка. Благодаря такому подходу Apple вряд ли постигнет судьба Nokia, которая производила просто мобильные телефоны, на что способны многие. А инвесторы, которые поверили умению убеждать, эмоциональности Стива Джобса двадцать лет назад, неплохо заработали. Выделить вашу идею из тысячи других поможет умение сделать ее уникальной.

Привлечь внимание, удерживать его и заразить своим вдохновением слушателя, научиться вызывать чувство новизны услышанного у аудитории — вот чему пытается научить Кармин Гало. Большинства обсуждаемых тем автор, следуя собственным рекомендациям TED-презентации, касается поверхностно, но вполне доказательно. Если автору книги удастся убедить вас в правильности такого подхода и вы сами на практике увидите его эффективность, можно продолжить совершенствовать свое мастерство, перечитывая Дейла Карнеги, овладевая искусством контролировать язык своего тела по книге Алана Пиза «Язык телодвижений» и изучая последние достижения нейробиологии. Кармин Гало не ставил задачи дать читателю фундаментальные знания — он провел удачную презентацию своего подхода к проблематике публичных выступлений.

 

Кармин Гало. Презентация в стиле TED. — М.: Альбина Паблишер, 2017. — 254с. Тираж 2000 экз.