Между Северной Кореей и США вот-вот начнется ядерная война, которая похоронит весь Корейский полуостров и мировую экономику. Эта страшилка в последние недели неустанно кочевала по страницам мировых СМИ. Однако у политологов, которые более или менее разбираются в корейских делах, такой прогноз вызывал лишь усмешку. Ведь, несмотря на весь шум из Пхеньяна, весь поток оскорблений и угроз «нанести опустошающий удар» и несмотря на встречные угрозы Соединенных Штатов «разобраться с террористическим северокорейским режимом», специалистам было очевидно, что вероятность войны минимальна.
Возможно, Вашингтон и Пхеньян были заинтересованы в будировании друг друга и даже в сохранении определенного конфликта на Корейском полуострове, однако ни одна из сторон не просто не была заинтересована, а до чертиков страшилась полномасштабной войны. Страшилась настолько, что готова была даже смотреть сквозь пальцы на инциденты, которые в других условиях с другими странами были бы безусловными casus belli (например, потопление корвета «Чхонан», которое предположительно совершила южнокорейская подлодка, а также артиллерийский обстрел южнокорейского острова, который точно совершили северокорейские военные).
В регионе сохранялась динамическая стабильность, а стороны даже использовали конфликт в своих интересах. КНДР — для шантажа Китая и консолидации собственного населения, а США — для оправдания своего военного присутствия в Японии и Южной Корее.
Однако ситуация становится все более драматичной. Нынешнее обострение выбивается из общей синусоиды американо-северокорейских отношений. И львиная доля вины за нынешний очень опасный уровень конфликтности лежит на Северной Корее, которая пересекла или практически пересекла «красную линию», за которой США уже обязаны решать проблему, а не игнорировать ее.
Договорились
Сама по себе северокорейская ракетно-ядерная проблема практически нерешаема. Лидер страны Ким Чен Ын не собирается ни за какие коврижки отказываться от ракет и ядерной программы, поскольку просто не хочет повторить судьбу лидеров Ливии и Ирака, а американцы не собираются признавать ядерную Северную Корею. Поэтому каждый северокорейский ракетно-ядерный чих (например, испытание новых носителей или зарядов) вызывал целую бурю эмоций и угроз с обеих сторон. Однако до войны дело не доходило.
В КНДР понимали, что любая война, которая начнется на Корейском полуострове, закончится поражением Пхеньяна, а США осознавали, что перед своим поражением Пхеньян сравняет с землей Сеул (для этого не нужны ракеты — хватит тяжелой артиллерии: столица Южной Кореи находится в 40 км от демаркационной линии между двумя государствами), унеся с собой на тот свет сотни тысяч жизней (включая несколько десятков тысяч расквартированных американских военных) и триллионы долларов мировой экономики.
И это уже не говоря о возможных последствиях вмешательства в конфликт Китая, который на дух не переносит северокорейский режим за его наглость, косность и непокорность, но не может допустить его краха из-за нежелания получить миллионы беженцев и другие неприятные моменты. Поэтому ситуация обычно развивалась по следующей схеме. Северная Корея проводила испытания, США ругались, Северная Корея угрожала «разбомбить янки, если те что-то сделают». США, понимая, что у Пхеньяна руки коротки, вводили санкции (односторонние или в рамках СБ ООН), КНДР снова ругалась и успокаивалась. Однако сейчас алгоритм буксует.
Да, отчасти в этом виноват американский президент Дональд Трамп, который в ответ на северокорейские провокации принялся не ругаться, а угрожать Северной Корее «огнем, яростью и силой, которую мир не видел раньше». Ким Чен Ын, найдя в лице американского президента достойного соперника, удвоил накал риторики. И вот тут возникла другая проблема. Если раньше северокорейские угрозы воспринимались лишь как угрозы, то сейчас они обрели реальность.
Американская газета The Washington Post со ссылкой на источники в разведсообществе сообщила, что наконец-то у КНДР появились не просто ядерные заряды, а боеголовки (которые можно прикрутить на ракеты). А New York Times написала, что благодаря помощи украинских партнеров (напомним, самопровозглашенных главных союзников США вне НАТО) у Северной Кореи появились ракетные двигатели для носителей, способных переправить эти боеголовки не только в Японию, но и куда-нибудь подальше, включая чуть ли не Западное побережье США.
Поэтому недавнее заявление министра иностранных дел КНДР Ли Юн Хо «преподать Вашингтону жестокий урок с применением ядерного оружия», а также угрозы северокорейских генералов нанести удар по американским войскам на острове Гуам (который находится более чем в трех тысячах километров от Пхеньяна) уже нельзя просто игнорировать. Между прочим, как абсолютно верно отметил губернатор Гуама Эдди Кальво, «мы не какая-то там военная база, а американская территория».
Совершенно ясно, что это уже «красная линия». «Президент не потерпит появления у КНДР ядерного оружия, которое будет угрожать безопасности Соединенных Штатов, — заявил помощник Трампа по вопросам национальной безопасности Герберт Макмастер. — И мы предпримем все возможное для того, чтобы не допустить этого, в том числе и военные варианты».
Давить или бомбить
Вопрос только в том, как этого не допустить. Некоторые американские политики уверяют, что теперь стоит рассмотреть крайние меры. По мнению сенатора Линдси Грэма, США должны выбрать между региональной стабильностью и собственной безопасностью. «Если Ким Чен Ына придется останавливать через войну, то это будет война там (на Корейском полуострове. — “Эксперт”). Если тысячи умрут, то они умрут там, а не здесь (в США. — “Эксперт”). Именно это Трамп мне и сказал в лицо. Возможно, кому-то это заявление покажется провокационным, но оно таковым не является. Когда ты занимаешь пост президента США, кому ты должен служить? Народу Соединенных Штатов», — отметил сенатор. Население, если что, поддержит такой вариант. Сейчас почти 75% американцев считают КНДР одной из самых серьезных угроз (два года назад таковых было лишь 55%), 77% уверены, что Пхеньян может нанести ядерный удар по американской территории.
Однако к удару (то есть к отправлению под нож Южной Кореи) США пока не готовы и предлагают другой вариант — давление. Они требуют от Москвы и Пекина надавить на КНДР экономически и заставить Кима Третьего подчиниться. Однако в Кремле этот вариант отвергают как нереалистичный. «Мы глубоко убеждены, что возможности экономического давления практически исчерпаны… Мы не можем поддерживать те идеи, которые некоторые наши партнеры продолжают вынашивать, и которые направлены буквально на экономическое удушение Северной Кореи со всеми негативными, трагическими и гуманитарными последствиями для граждан КНДР», — отметил глава российского МИДа Сергей Лавров. Скепсис министра понятен. Во-первых, Северная Корея уже приспособилась к санкциям, и какие-либо ограничения не заставят ее подчиниться. Во-вторых, китайско-северокорейская граница не будет закрыта, и через нее Пхеньян получит все необходимое (см. «Китай не допустит крушения северокорейского режима»).
Тащите холодильник
Впрочем, Россия с Китаем не только отрицают — они предлагают свой вариант. Понимая, что решить конфликт в этих условиях невозможно, они настаивают на временной мере через так называемое двойное замораживание. В рамках этого предложения Северная Корея должна взять на себя обязательство заморозить все свои ракетно-ядерные испытания, а США с Южной Кореей и Японией замораживают проведение любых совместных военных учений. После чего стороны смогут выдохнуть, и, возможно, появится шанс для начала какого-то подобия диалога.
Российско-китайское предложение, по сути, единственное реалистичное из всех, которые были сделаны в ходе этого кризиса. Не удивительно, что оно было поддержано всеми ответственными членами мирового сообщества, в том числе Берлином.
Однако против этой идеи выступил Вашингтон. В Белом доме заявили, что Северная Корея не имеет права проводить ни ракетные, ни ядерные испытания, и разменивать согласие КНДР вести себя по закону на отмену законных американо-южнокорейских учений Вашингтон не собирается.
Формально позиция Соединенных Штатов верная: почему они должны отказываться от своего законного права и поощрять северокорейских шантажистов? Однако сейчас такое время, когда нужно задумываться не о личном, а о вечном. «Реакция США заключается в том, что нельзя разменивать законное на незаконное. Но речь не о том, чтобы непоправимо упереться в собственной правоте. Нужно думать не о ложно понятых соображениях престижа, а о судьбах этого региона, о сотнях тысяч людей, которые, по подсчетам специалистов, могут пострадать, если начнутся военные действия, о которых говорят в США и КНДР», — подчеркнул Сергей Лавров.
Тревожный прогноз
Впрочем, с другой стороны, США на деле все-таки задумываются о вечном — а точнее, о своих геополитических интересах. Учения — это все-таки не только военная акция, целью которой является повышение уровня боеготовности войск стран-участниц, но еще и акция политическая. Она демонстрирует, что США привержены защите своих союзников, не боятся стоящих перед ними угроз и подтверждают безусловную надежность всех своих гарантий в случае начала войны (то есть отправят войска на помощь далекой-далекой от простого техасца и ньюйоркца Южной Кореи). Отказ же от учений покажет, что США испугались угроз Северной Кореи и готовы бросить союзников.
В свою очередь, столь серьезное падение репутации США в Восточной Азии создаст для американцев ряд проблем. Южная Корея может обратиться за помощью и защитой к более надежному партнеру — Китаю, а лишенная такой возможности Япония (китайско-японские противоречия и самурайская гордость не позволят Токио соглашаться на роль младшего партнера КНР) может решиться на обретение ядерной катаны.
Наконец, удар будет нанесен и по глобальным союзам и связям Соединенных Штатов. Уважаемые союзники и вассалы могут подумать, что коль сегодня США отказались от учений в Восточной Азии ради умиротворения КНДР, то завтра они могут точно так же отказаться от учений в Юго-Восточной Азии ради китайцев, на Ближнем Востоке — для успокоения иранцев, а послезавтра и на постсоветском пространстве для удовлетворения Кремля. Посыплется вся система американских союзов.
Однако какая альтернатива российскому плану? К сожалению для США и для всего мира, время сейчас играет в пользу войны. Во-первых, с 21 августа начинаются американо-южнокорейские учения, и не дай бог в это время случится какой-либо инцидент наподобие потопления «Чхонана».
Во-вторых, чем дальше затягивается ситуация, тем глубже КНДР развивает свою ракетную программу, и в обозримой перспективе ее ракеты долетят уже не до Гуама, а до Лос-Анджелеса. Любой вменяемый американский президент просто обязан будет любой ценой предотвратить возможность такого режима, как северокорейский, нанести удар по американским городам. А значит, кореистам в ближайшее время будет совсем не до улыбок.