Персидские узоры

21 августа 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Президент Ирана Хасан Роухани выступил с заявлением: если США расширят санкции против Тегерана, Иран может выйти из соглашения по ядерной программе. Санкции в отношении Ирана были наложены Вашингтоном месяц назад, 18 июля текущего года, а 2 августа расширены. Семь организаций и восемь частных лиц подпали под ограничения за организацию закупок для нужд Корпуса стражей исламской революции (КСИР) по ракетной программе страны. Введение новых санкций сопровождалось комментариями, что формально Иран выполняет соглашение о прекращении ядерной программы, достигнутое в июле 2015 года (тогда в обмен на сворачивание ядерных исследований Запад снял с Ирана предыдущий пакет санкций), но нарушает его дух.

Президент Ирана Хасан Роухани не намерен повторять опыт Саддама Хусейна 06.jpg
Президент Ирана Хасан Роухани не намерен повторять опыт Саддама Хусейна

И хотя тогда никто не обещал Ирану, что санкции не станут налагать по другим поводам, у Тегерана есть все основания чувствовать себя обманутым. Новая администрация Белого дома явно не в восторге от заключенного два года назад соглашения, президент США Дональд Трамп назвал его худшей сделкой в истории, а самому Ирану присвоил малопочетное звание террористического государства номер один. Однако разорвать ядерную сделку с Тегераном в одностороннем порядке Вашингтон не может: она была заключена не между США и Ираном, а между пятью странами — постоянными членами Совбеза ООН, Германией и Ираном. Кроме того, соглашение было закреплено соответствующей резолюцией Совбеза ООН.

Казалось бы, в сложившейся ситуации задача Вашингтона — заставить Тегеран выйти из ядерного соглашения, а в интересах Исламской республики — не поддаваться на эти провокации. Но постепенно получить весь предыдущий пакет санкций и при этом остаться без ядерной программы Иран не намерен. Кроме того, как ему наглядно показал опыт его соседа, Ирака, находившийся под международными санкциями и стремящийся понравиться мировому сообществу Саддам Хусейн напрасно уничтожал свои ракеты перед американским вторжением. Хусейна повесили, Ирак превратился в рассадник терроризма и стремительно разваливается на части. Опыт Муаммара Каддафи и Ливии аналогичен. Даже древняя (в силу короткой истории США) американская мудрость гласит: «Господь создал людей разными, а полковник Кольт сделал их равными». Тегеран не без основания считает, что Аллах создал страны разными, а межконтинентальные ракеты с ядерными боеголовками делают их равными.

Воспользовавшись тем, что Вашингтон решил сконцентрировать свое давление на Северной Корее, уже успевшей обзавестись и ракетами, и ядерными боеголовками, Тегеран выдвинул свой ультиматум. Чем сильнее напряжение на Корейском полуострове, тем выше шансы Ирана на уступки со стороны США. При этом Иран даже не требует снятия существующих санкций, он просто просит оставить его в покое. Очень неприличной выглядит ситуация, когда США требуют от КНДР отказаться от ядерного оружия, а страна, свернувшая ядерные исследования, подвергается все более сильному давлению Вашингтона. В такой ситуации ничто не разубедит Ким Чен Ына в правомерности своих действий по наращиванию военного потенциала, даже если он и готов к переговорам с США. Ведь, по другой американской пословице, «с помощью кольта и доброго слова вы сможете достичь гораздо большего, чем только одним добрым словом».