На заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам глава Минэкономразвития России Максим Орешкин представил концепцию направления «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Документ включает в себя мероприятия по разработке региональных программ повышения производительности труда, переформатированию работы службы занятости и созданию федеральных (на базе ВЭБа) и региональных центров компетенций.
По последним данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия входит в шестерку самых работающих наций в мире, но по производительности мы серьезно отстаем от развитых стран. При этом низкая производительность труда, пожалуй, главный фактор, сдерживающий рост зарплат.
Чтобы понять, какие факторы ограничивают желание и возможности предприятий повышать уровень производительности труда, Центр мониторинга развития промышленности провел опрос 500 руководителей промышленных предприятий из 50 регионов страны. С учетом полученных результатов можно сформировать следующие предложения.
Технологии
Внедрение новых технологий и модернизация оборудования остаются самым распространенным способом повышения производительности предприятия: за последние три года к этому механизму прибегали 84% руководителей.
Для стимулирования технологического перевооружения необходимо разработать пакет налоговых мер. Во-первых, надо внедрить практику ускоренной амортизации российского оборудования. Помимо основной цели, замены старой техники, этот шаг может стать дополнительным фактором повышения привлекательности продукции отечественных производителей оборудования. Необходимость таких мер давно поддерживает и Минпромторг России. Ускоренную амортизацию также можно было бы распространить на высокотехнологичное иностранное оборудование, аналоги которого не производятся на территории ЕАЭС.
Во-вторых, необходимо разработать программу компенсации процентных ставок предприятиям, которые взяли кредит на покупку новейших технологий и берут на себя обязанность за счет этого повышать производительность труда на своем предприятии. В-третьих, нужны вычеты по НДС. Например, в случае, если за отчетный период предприятие показывает рост отчислений в бюджет по НДС и не сокращает персонал, то ему можно было бы возвращать часть прироста НДС.
Деньги
Вполне объяснимо, что главным сдерживающим фактором роста производительности сами промышленники (65% опрошенных) считают недоступность заемного финансирования. Поэтому наряду с общим повышением доступности финансирования и точечных налоговых стимулов адресными решениями могли бы стать докапитализация профильных институтов развития и общее повышение эффективности результатов их деятельности. Можно также тиражировать успешный опыт Фонда развития промышленности, который в качестве одного из условий выдачи займа ввел обязанность предприятия создавать определенное количество высокопроизводительных рабочих мест. Кроме того, необходимо повысить эффективность и привлекательность проектного финансирования.
Знания
Важной проблемой остается дефицит знаний. Почти половина опрошенных (42%) считают дефицит навыков и компетенций у инженерно-технического состава одной из причин сдерживания роста производительности труда. Технологии меняются быстро, поэтому важно создавать специализированные центры компетенций (инжиниринговые, консультационные и производственные компании), в первую очередь в тех 22 отраслях, по которым Минпромторг России ведет мониторинг реализации планов импортозамещения. Важно, что такой центр мог бы аккумулировать не только современные производственные технологические решения, но и управленческие практики, например вопросы научной организации труда, школа которой была успешна в СССР и фактически утрачена. Необходимо также наладить регулярный обмен лучшими региональными и корпоративными практиками, например учесть опыт Татарстана в области комплексного повышения производительности в нефтехимических и машиностроительных отраслях или, например, опыт компании «Технониколь», производительность труда в которой в восемь раз выше средней по стране.
Кадры
По нашим оценкам, дефицит квалифицированных кадров в той или иной степени сегодня испытывают 87% предприятий. Особенно это касается узкоспециализированных инженерно-технических специальностей. Системными решениями здесь остаются сближение спроса со стороны промышленности и предложения со стороны учебных заведений, в том числе через дуальное образование, повышение престижа рабочих профессий по системе WorldSkills. Важно развивать программы трудовой мобильности и помогать выстраивать прямые коммуникации молодых специалистов-выпускников и предприятий. Молодые специалисты получают первый опыт работы в виде практики (производственной или преддипломной) либо стажировки, но часто этот процесс носит формальный характер. Для расшивки этого «узкого горлышка» при поддержке ОНФ разработан проект «Профстажировки», который позволяет студентам подобрать предприятие для прохождения практики или стажировки по специальности в любом регионе России. В свою очередь предприятия, привлекающие молодежь в промышленность, должны получать адресные налоговые льготы при внедрении инструментов наставничества и льготные кредиты под 1%, например от ФРП, на целевой набор студентов. Отдельное внимание необходимо уделить общественным мотивам роста производительности, в котором реально заинтересованы и участвуют, по мнению работодателей, лишь 25% сотрудников.
Косвенные издержки
Повысить производительность труда помогут и меры по снижению косвенных издержек. Сегодня на сбор и подписание бумаг, например для сопровождения экспортных сделок, часто необходим целый штат юристов и бухгалтеров.
Социальный аспект
Высвобождение людей при повышении производительности труда многими оценивается как главный риск. На этом фоне любопытно выглядят оценки промышленников: лишь 22% из них считают, что повышение производительности на их предприятии точно приведет к сокращению персонала. Действительно, есть множество примеров, когда повышение производительности труда приводило к росту качества продукции, доли рынка, общей выручки компании, что в свою очередь требовало даже большего количества сотрудников. То есть повышение производительности происходило не за счет сокращения персонала при сохранении объемов выпуска. Однако, безусловно, учитывая отставание в уровне производительности труда и тенденцию роботизации промышленности, необходимо уже сегодня задуматься о новой структуре занятости в стране. Большим потенциалом роста, а значит, и перетекания высвобожденных людей сегодня обладает сфера малого бизнеса.