Рекордное ускорение

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
21 августа 2017, 00:00

Российский авторынок усиливает разгон: по итогам июля он показал рекордные результаты прироста. Продажи подстегивают эффект отложенного спроса, укрепление рубля, а также новые госпрограммы поддержки автопрома

Продажи новых автомобилей в России набирают нешуточное ускорение: в июле рост рынка достиг рекордных показателей прироста — 18,6% (129,6 тыс. единиц) по сравнению с июлем прошлого года. Такого наш авторынок не видел уже более пяти лет. Последний раз всплеск спроса, подобный нынешнему, наблюдался в феврале 2012-го, когда продажи скакнули на 25%. С тех пор много воды утекло, а главное, драматически сжались продажи: если за 2012 год в России было продано 2,9 млн машин, то по итогам прошлого года — лишь 1,4 млн. В нынешнем же году авторынок пятый месяц подряд оказывается в плюсе. Если в январе и феврале продажи сократились на 5 и 4% соответственно, то весной рынок начал выезжать из ямы: в марте и апреле он увеличился соответственно на 9 и 7%, а летом ускорил рост, прибавив соответственно 15 и 18% (см. график).

Авторынок растет пятый месяц 64-02.jpg
Авторынок растет пятый месяц

Обгон массового сегмента

Отличительная черта нынешнего оживления — уверенный рост продаж автомобилей массового сегмента. Самые продаваемые марки и модели сегодня ощущают повышенное потребительское внимание: так, занимающая первое место в рейтинге продаж Lada продала в июле 26,5 тыс. новых автомобилей (прирост на 22%). Идущая на втором месте Kia реализовала 16,1 тыс. новых машин (прирост еще внушительнее — 37%. Третью строчку занимает марка Hyundai (10,8 тыс., 11%). Далее в первую десятку лидеров входят Renault (10,9 тыс., 20%), Toyota (7,9 тыс., 12%), Volkswagen (7,2 тыс., 24%), Nissan (5,7 тыс., 20%), Škoda (5,3 тыс., 14%), ГАЗ (4,7 тыс., 16%) и Ford (4,1 тыс., 24%).

«Локомотивом продаж становятся автомобили массового сегмента», — констатирует Владимир Мирошников, директор по развитию компании «Рольф».

Помимо лидирующих массовых марок в последние месяцы увеличиваются продажи и брендов среднего звена: например, в плюсе сейчас Mazda (прирост 15%), Mitsubishi (12%), Subaru (23%). Неожиданно в июле «выстрелили» французы — Citroën показал прирост на 56%, Peugeot — на 65%.

А вот с премиальными брендами ситуация несколько иная, прирост здесь наблюдается более скромный, ниже среднерыночного. Так, Mercedes-Benz закончил прошлый месяц ростом на 4%, сдержанно наращивает продажи Porsche (8%), Audi и вовсе провалилась в продажах (спад на 23%). Впрочем, в премиуме неплохо держатся BMW и Lexus (плюс 12 и 16% соответственно). «Постепенно оживающий рынок растет именно за счет активности покупателей массового сегмента — той категории, которая в кризис была неактивна. Премиальные же бренды не получают поддержки со стороны государства и в кризисное время продавались хорошо, но их результаты по итогам последних месяцев слабее», — указывает Александр Зиновьев, заместитель председателя правления ГК «Автоспеццентр».

Что же касается конкретных моделей, то сейчас самый значимый прирост продаж наблюдается у автомобилей Lada. В июле продажи модели Lada Granta увеличились на целых 22% (8,1 тыс.), набирает обороты и сбыт Lada Vesta (25%, 6,4 тыс.), на 16% (до 3 тыс.) увеличились продажи Lada Largus.

Впрочем, многие иностранные модели тоже демонстрируют хороший прирост: например, статус самой продаваемой машины в России уверенно держит модель Kia Rio, нарастившая в июле продажи на 10% (8,4 тыс.), активнее продаются и кроссоверы: например, Toyota по итогам июля сумела нарастить продажи своей популярной модели RAV4 на 18% (2,6 тыс.), а продажи Renault Kaptur и Kia Sportage выросли на 41 и 58% соответственно. «Особенно важна для рынка положительная динамика в так называемых сегментах B и SUV, на которые сейчас в совокупности приходится порядка 80 процентов рынка новых автомобилей, — отмечает Азат Тимерханов, аналитик компании “Автостат”. — Доли B-класса и сегмента SUV сейчас составляют по 40 процентов общих продаж, третью строчку традиционно занимает С-класс, на долю которого приходится около восьми процентов».

Отложенный спрос

Главными причинами бурного роста автомобильного рынка его участники называют несколько факторов. Прежде всего драйвером выступает отложенный спрос. Сжатые донельзя продажи за последние пять лет, подобно пружине, разжимаются: люди не могут больше терпеть и ездить на старых машинах и идут в автосалоны, чтобы обновить личный автопарк.

Другой важный момент — укрепление курса рубля. Это позволило ведущим мировым автопроизводителям если не снизить цены на свою продукцию, то остановить или же сильно затормозить их рост. Улучшается и ситуация с кредитами: процентные ставки по ним снижаются, соответственно, растет доля машин, приобретаемых в кредит, — сейчас она превышает 46%, в то время как в кризис недотягивала и до 30%.

Уверенность потребителю добавляют и общие признаки стабилизации в экономике; некоторые маркетологи говорят, что российский покупатель наконец переходит от модели экономии и сбережения к модели потребления и трат.

Ну и, наконец, стимулируют авторынок новые программы его поддержки. Напомним, что в июле в России стартовали новые программы господдержки, направленные на стимулирование спроса на новые автомобили. В общей сложности их пять: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач», «Русский фермер» и «Свое дело». Две первые рассчитаны преимущественно на частных лиц, остальные предназначены для лизинговых покупателей и корпоративных закупок. В рамках программ, субсидирующих кредиты («Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»), потребители получат скидку в 10% стоимости автомобиля. При этом предоставляется возможность приобретения транспортного средства, стоимость которого не превышает 1,45 млн рублей. В рамках же программ «Русский тягач» (субсидирование покупки грузовиков), «Русский фермер» (субсидии при покупке легких коммерческих автомобилей и грузовиков для фермеров и хозяйств) и «Свое дело» (поддержка продаж легких коммерческих автомобилей для малого и среднего бизнеса) потребителю увеличили субсидируемый процент на приобретение машин в лизинг до 12,5%.

По заявлениям руководства Минпромторга, всего в текущем году на поддержку автопрома в бюджет заложено 62,3 млрд рублей, что, по предварительным оценкам, позволит реализовать 737 тыс. машин. Из них на программу обновления парка выделено 17,5 млрд рублей, на льготное автокредитование и льготный лизинг — по 10 млрд рублей, а 7,4 млрд рублей пойдут на субсидии для компенсации процентных платежей по инвесткредитам.

«Рынок положительно реагирует на запуск новых программ поддержки, — говорит Владимир Мирошников. — В частности, на продажах позитивно отразился пересмотр пакета мер господдержки и увеличение ценового лимита для автомобилей — участников программы льготного кредитования до 1,45 миллиона рублей. Вместе с тем отметим, что игроки рынка надеются на дальнейшую корректировку ценового лимита в программе льготного кредитования — до двух миллионов рублей».

Надежда на дальнейший рост

Участники рынка надеются, что набранный темп прироста продаж новых автомобилей в ближайшее время будет сохраняться. Даже если осенью рост рынка будет не таким бурным, с большой долей вероятности он закончит текущий год в существенном плюсе. «Стабильный прирост из месяца в месяц спрогнозировать нельзя, но год, скорее всего, закроется ростом в пять-семь процентов», — считает Александр Зиновьев из «Автоспеццентра».

В ближайшие месяцы к заметному росту массового сегмента, вероятно, добавится рост продаж премиальных авто. «Владельцы премиальных автомобилей чаще всего меняют их через два-три года после покупки. В 2015 году девальвация скорректировала цикл владения автомобилем и подтолкнула многих автовладельцев совершить покупку раньше запланированного срока. Поэтому к осени мы ждем восстановления спроса в премиум-сегменте», — говорит Владимир Мирошников.

В целом прогноз прироста продаж по итогам текущего года разнится от 5 до 20%. «Мы полагаем, что наметившиеся позитивные сдвиги в российской экономике позволяют говорить о восстановлении автомобильного рынка в текущем году», — считает Азат Тимерханов. По его словам, в соответствии с оптимистическим сценарием развития (при среднегодовой цене нефти 60 долларов за баррель) в следующем году автомобильный рынок может вырасти на 18% и достичь 1,55 млн единиц. При развитии ситуации по пессимистическому сценарию объем рынка новых легковых автомобилей может сохраниться на уровне 2016 года (1,35 млн штук) и показать незначительный рост — в пределах 3%. Но наиболее вероятным аналитик считает средний сценарий, согласно которому продажи автомобилей в 2017 году могут вырасти на 10%, до 1,45 млн единиц.