В кризис разнообразие российского автомобильного рынка серьезно пострадало: из-за падения спроса автопроизводители резко сузили свой официально предлагаемый модельный ряд. Сейчас ситуация меняется, растущие продажи стимулируют автопроизводителей более интенсивно расширять перечень предлагаемых моделей. Так, в массовом сегменте наиболее значимой премьерой можно назвать появление обновленной Kia Rio, которая имеет статус самого продаваемого автомобиля в России. Официальные продажи этой машины начались в текущем месяце, представители корейской компании подчеркивают, что новый Rio разрабатывался специально для российского рынка с учетом пожеланий российских пользователей и местных условий эксплуатации. Выпуск новинки уже начался на заводе в Санкт-Петербурге. У новой Rio заметно обновился экстерьер и интерьер, появились существенные усовершенствования конструкции, при этом сама машина стала заметно больше: колесная база увеличилась на 30 мм, длина и ширина — на 23 и 40 мм соответственно.
Впрочем, не дремлют и конкуренты. Поджимает лидера другой корейский популярный автомобиль — новый Hyundai Solaris, продажи которого начались в феврале и который также выпускается под Санкт-Петербургом. Машина эта посвежела внешне и усовершенствовалась конструктивно: в частности, доработанные моторы на Solaris стали более тяговитыми и динамичными.
Решительно настроен не терять свои позиции и крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ, у которого, в частности, неплохо идут продажи его главной новинки последнего времени — модели Vesta. Недавно концерн представил эту машину в кузове универсал: модификация Vesta SW смотрится броско и современно. Правда, пока официально не объявлена цена новинки, и если она окажется не слишком завышенной, Vesta SW имеет все шансы на хорошие продажи, так же как и модель в кузове седан. Как вариант, универсал будет доступен во внедорожной версии под названием SW Cross, что также призвано привлечь новых покупателей.
Чешский медведь
Более 40% продаж на российском рынке сегодня приходится на кроссоверы и внедорожники (так называемые SUV), и доля этих машин в России растет. В этом сегменте производители активно стараются занять выгодные позиции, что особенно заметно в последние месяцы.
Одной из самых громких премьер в классе SUV можно назвать появление в России самого большого в истории внедорожника марки Škoda под названием Kodiaq. Машина эта не случайно названа в честь медведей, которые обитают на Аляске. Размеры Kodiaq действительно внушительны: по габаритам машина превосходит конкурентов в своем классе — она ощутимо больше, например, чем Volkswagen Tiguan (который считается ближайшим конкурентом нового авто). При этом в качестве опции машина может оснащаться третьим рядом сидений, то есть быть семиместной. И, как показал недавний тест-драйв, устроенный для журналистов представителями чешской компании в Прибалтике, на третьем ряду сидений вполне комфортно могут умещаться не только дети, но и взрослые люди (правда, желательно, чтобы они были не слишком высокого роста).
В линейку двигателей новой машины входят три мотора: два бензиновых (1,4 и 2,0 л) и один дизельный (2,0 л). При этом все они демонстрируют хорошую динамику, что удачно сочетается с хорошо сбалансированной подвеской: Kodiaq идет по дороге комфортно, при этом не заваливается на крутых поворотах. Что же касается цены, то новый Škoda Kodiaq можно отнести скорее к классу дорогих внедорожников: цена новинки начинается от двух миллионов рублей. При этом в чешской компании обещают, что машину в скором времени будут производить на одном из заводов Škoda в России, и тогда ее начальная цена в перспективе может снизиться до 1,5 млн рублей.
Кроссоверы атакуют
Заметное оживление наблюдается и в сегменте бюджетных внедорожников. Например, недавно на российском рынке начались продажи обновленной модели Nissan Terrano. Эта машина — наглядный пример глобализации мировой автомобильной промышленности. Когда-то под именем Nissan Terrano (с 1986 по 2004 год), когда японская марка еще не входила в альянс с французским Renault, выпускался брутальный среднеразмерный внедорожник. А с 2013 года Nissan Terrano стал совсем другим автомобилем, созданным на основе Renault Duster — самого доступного бюджетного кроссовера.
Впрочем, у Terrano есть и отличия: например, помимо другого внешнего вида (радиатор, фары, двери и проч.) он выделяется более жесткой и управляемой подвеской. Кроме того, у этой машины более богатая комплектация, лучше оформлен салон. Обновленный Nissan Terrano 2017-го модельного года подвергся заметным доработкам. В частности, здесь появилась система ЭРА-ГЛОНАСС, система удаленного запуска двигателя, подогрев лобового стекла, новая навигационная система с более ярким и контрастным семидюймовым дисплеем; важным элементом обновления стал встроенный круиз-контроль с функцией ограничения скорости. На тест-драйве для журналистов в Подмосковье Terrano наглядно показал, как полный привод позволяет ему выкарабкиваться из глубокой разбитой колеи и штурмовать легкий брод. А энергоемкая и прочная подвеска позволяет машине исправно «проглатывать» ямы и колдобины на дорогах российской глубинки.
К другим новинкам в сегменте кроссоверов стоит отнести новую Mazda CX-5, которая получила небольшие, но важные дополнения: в результате доработки подвески машина стала идти мягче, повышенная шумоизоляция сделала ее еще тише, а усовершенствованная система автоматического торможения позволяет электронике видеть препятствия на дороге еще раньше.
Недавно начались также официальные продажи в России пятого поколения кроссовера Honda CR-V. Машина эта подросла в размерах, а также получила ряд высокотехнологичных функций, среди которых защита от непроизвольного столкновения в пробках.
Премиум по бездорожью
В нишу премиальных внедорожников на российский рынок с шумом въезжает абсолютно новая модель Range Rover Velar. Этот среднеразмерный кроссовер стал четвертой моделью в линейке Range Rover, по размеру она чуть больше Evoque и поменьше Range Rover Sport. Новинка выделяется прежде всего действительно смелым дизайном: низкая крыша, заваленные лобовое и заднее стекла, минимальный зазор между колесами и арками заставляет многих сомневаться, что это серийная модель, а не концепт-кар.
Одна из главных изюминок новой машины — выдвижные дверные ручки, которые в нужный момент появляются из кузова. В частности, они активируются при открытии автомобиля или нажатии небольшой клавиши на самой ручке. А когда центральный замок запирается или когда скорость превышает 8 км/ч, ручки полностью убираются в кузов автомобиля, что повышает его аэродинамическую эффективность и снижает расход топлива.
Velar комплектуется шестью двигателями (бензиновыми и дизельными): от дизельного Ingenium объемом 2,0 л и мощностью 180 л. с. до трехлитрового бензинового V6 мощностью 380 л. с. Все модификации Velar оснащаются восьмиступенчатой автоматической трансмиссией и полным приводом. Машина также получила четырехконтурную пневматическую подвеску и неплохой дорожный просвет — 251 мм: автомобиль, например, может штурмовать брод глубиной 650 мм и имеет в арсенале полный набор внедорожных технологий Land Rover, включая Terrain Response 2 и All Terrain Progress Control. То, что машина на бездорожье ведет себя достойно, «Эксперту» удалось проверить во время тест-драйва новинки в Норвегии. Программа, в частности, включала в себя заезд по грунтовой дороге на вершину горнолыжного курорта, с чем Velar успешно справился.
Суперкары возвращаются
Что касается других последних новинок, то в С-классе заметным можно назвать появление Škoda Octavia нового поколения, которую производят в России в Нижнем Новгороде. Обновленное третье поколение Škoda Octavia отличается новым дизайном, автомобиль увеличился в размерах, здесь появились новые двигатели, опции, система полного привода. В частности, внешне в новой машине обращают на себя внимание дополнительные фары, которые визуально расширяют переднюю решетку радиатора. Во время тест-драйва новая машина особенно впечатлила расширенным набором систем помощи водителю. Новая Octavia оснащена набором камер, а также тремя радарами (два сзади и один спереди), которые позволяют автомобилю помогать водителю в разных ситуациях, вплоть до того, что машина может сама рулить на крутых поворотах, ориентируясь на дорожную разметку.
В премиальном сегменте примечательна новинка от BMW — компактвэн 2 Series Active Tourer. У этой машины очень непривычная для BMW конструкция. Начать с того, что на нем установлен новый необычный мотор 136 л. с. объемом 1,5 л, который имеет три цилиндра и при этом очень экономичен. Но главное, у автомобиля передний привод, чего раньше с машинами BMW не случалось. Модель позиционируется как вместительная семейная машина со спортивным характером.
Компания Volvo, со своей стороны, ведет наступление на российский рынок в том числе с помощью новой модели Volvo V90 Сross Countrу. Машина построена на основе новой платформы SPA и призвана показать российским потребителям преимущества универсалов, которые могут быть не только вместительными, но и с высокой проходимостью.
Наконец, отрадно, что в премиальный сегмент российского авторынка возвращаются спорткары. Так, Audi в текущем году приняла решение официально поставлять в Россию свою обновленную Audi TT RS. Эта «заряженная» машина получила 2,5-литровый турбоагрегат с пятью цилиндрами и отдачей 400 л. с. Новое немецкое купе разгоняется до 280 км/ч, а скорости 100 км/ч достигает за впечатляющие 3,7 секунды.
Решила побаловать российских потребителей своим суперкаром и марка Lexus, которая начала продажи в России роскошного спорткупе Lexus LC 500. Под его капотом расположится V-образная «восьмерка» с 477 л. с. С десятиступенчатой автоматической коробкой новый суперкар разгоняется до «сотни» за 4,4 секунды.
Другой яркий суперкар на российском рынке — обновленный Nissan GTR четвертого поколения, продажи которого тоже недавно начались в России. Нынешний Nissan GTR получил усовершенствованный двигатель, обновленный интерьер, у автомобиля улучшились аэродинамика и управляемость. В частности, мощность мотора увеличилась на 15 л. с. — V-образный шестицилиндровый мотор рабочим объемом 3,8 л теперь развивает внушительные 555 л. с., крутящий момент увеличен на 5 Н·м и теперь составляет 632 Н·м. Произошла и доработка трансмиссии: как показал тест-драйв автомобиля на Сочинском автодроме, теперь Nissan GTR двигается более плавно и без рывков.
Как рассказал «Эксперту» Антон Назаров, менеджер по продукту Nissan в России, до кризиса спрос на GTR в России был выше: в частности, в лучшие времена в России их продавалось 150–160 в год. По итогам же 2016-го было реализовано 35 автомобилей Nissan GTR, примерно столько же и в 2015-м. Но в ближайшее время производитель ожидает оживления спроса на подобные машины. Сегодня цена Nissan GTR в России составляет 6,8–6,9 млн рублей. в зависимости от комплектации. По словам Антона Назарова, основные конкуренты этой машины на российском рынке — Audi R8 и ряд моделей Porsche, включая Turbo S, которые также находят сейчас в России своих покупателей в условиях оживающего авторынка.