Будни и праздники владыки мира

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
28 августа 2017, 00:00

Во втором романе Антона Понизовского, как и в его предыдущей книге, «Обращение вслух», присутствуют монологи от первого лица — персонажи так же рассказывают о перипетиях своей жизни, но в этот раз мы отчетливо понимаем, что имеем дело с выдуманной историей. Однако и здесь Понизовский настолько убедителен, что кажется, будто он все это не придумал, а записал со слов существующего на самом деле человека, пусть и сумасшедшего.

Дело в том, что часть действия происходит в сумасшедшем доме и поначалу проникаешься жизнью работающего там врача по имени Дживан Грандович, но затем действие резко переходит в другую плоскость, и мы оказываемся наблюдателями развития судьбы матроса по имени Минька. Рядом с ним есть еще кто-то, о ком мы только догадываемся, что это, возможно, сам автор, наблюдающий за жизнью своего персонажа. Потом опять возвращаемся к Дживану Грандовичу: он выясняет подробности повторяющихся во вверенном ему отделении больницы поджогов, а затем — опять к Миньке. И в той и в другой реальности понять, что происходит, не так-то просто. И если районная психиатрическая лечебница еще остается хоть в какой-то степени узнаваемой, то с матросом Минькой все намного сложнее: Понизовский подробно описывает каждое движение души своих героев, и в этих подробностях читатель вязнет.

Явное нежелание автора сфокусироваться на одном герое усиливает эффект непонимания. Нам остается только считывать авторские аллюзии на чеховскую «Палату номер шесть» и гоголевские «Записки сумасшедшего», не более того. Но и их не так уж и много. Что же делать? Просто читать все подряд. И не удивляться ничему. Возможно, в игре слов и причудливом переплетении сюжетных линий и скрыт неочевидный смысл этого повествования. Его совсем не обязательно формулировать. Надо просто верить, что он есть.

 

Понизовский Антон. Принц Инкогнито.  М.: АСТ, редакция Елены Шубиной, 2017.  288 с. Тираж 4000 экз.