Искусство гребли

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
28 августа 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

У американских авторов нон-фикшен принято писать в репортажной манере. Они пишут так, как будто видели все своими глазами, хотя в данном случае автор никак не мог быть свидетелем событий берлинской Олимпиады 1936 года, на которую приходится кульминация книги. Это сильно отличается от стиля отечественных авторов: наши предпочитают занимать более объективную позицию и, если и описывают что-нибудь так, как будто видели своими глазами, делают это в достаточной степени деликатно, чтобы мы их не воспринимали как свидетелей происходящих на страницах книги событий. Из аннотации к книге мы узнаем, что она написана от имени Джо Ранца — одного из героев книги, и он и в самом деле в центре повествования, но не более того. Часть событий, например, происходит в Берлине, и автор посвящает нас в германские идеологические перипетии, воссоздавая исторический фон, чтобы читатель мог осознать важность победы американских гребцов в битве за одну из золотых медалей. Браун выстраивает миф об обычном американце самого обыкновенного происхождения, который оказывается на передовой идеологической борьбы и становится тем человеком, чей вклад в победу стал едва ли не решающим. Попутно Браун со множеством подробностей рассказывает о том, что собой представляет спортивная гребля. Мы узнаем, что в Америке тридцатых годов, даже в годы Великой депрессии, на лодочные гонки собирались тысячи людей, а репортеры — они особенно часто упоминаются автором книги — очень внимательно следили за событиями, которые происходили в командах гребцов, подобно тому как сейчас, например, принято следить за командами футболистов. Но главное содержание книги Брауна — путь «через тернии к звездам». Это классический сюжет на все времена. Он интересен всегда и при всех оговорках.

 

Браун Дэниел Джеймс. Мальчики в лодке.  М.: Издательство «Э», 2017.  368 с. Тираж 4000 экз.