Переворот в подсолнечной империи

Сергей Кисин
28 августа 2017, 00:00

Владелец крупнейшей в России компании по производству растительного масла «Юг Руси» Сергей Кислов, похоже, впервые готов поделиться масложировыми активами с конкурентом

ВАЛЕРИЙ МАТЫЦИН/ТАСС

Середина лета ознаменовалась для масложировой отрасли Юга России, да и всей страны, важной новостью. Донской агрохолдинг ГК «Юг Руси» (основной бенефициар — предприниматель Сергей Кислов) ведет переговоры о продаже части своих маслоперерабатывающих активов саратовской компании «Солнечные продукты» (входит в финансово-промышленную группу «Букет» Владислава Бурова). По рынку давно ходили упорные слухи, что речь идет об активах «Юга Руси» в Белгородской, Воронежской, Ростовской областях и в Краснодарском крае. Ажиотаж, вызванный сообщениями о сделке в СМИ, представители компаний решили погасить совместным заявлением для прессы о приостановке переговоров. Однако аналитики и игроки рынка уверены, что это лишь маневр для окончательного завершения сделки «в тиши кабинетов». Так может закончиться «одиночное плавание» одного из самых амбициозных проектов в истории донского края, завоевавшего себе место в ряду индустриальных символов региона.

Банковский билет в одну тысячу долларов

Основатель и владелец «Юга Руси» Сергей Кислов вошел в постсоветскую историю отечественного АПК как молодой и амбициозный руководитель, который в начале 1990-х занялся торговлей в сфере сельского хозяйства. Кислов начинал бизнес с закупки у колхозов небольших партий зерна, его помола и поставки муки в Закавказье.

«После распада СССР нарушились экономические связи между предприятиями из его бывших республик, — рассказывал он в одном из интервью. — В том числе между хлебозаводами Закавказья и крупными мелькомбинатами России, традиционно поставлявшими им муку. Первые партии были совсем маленькими, и наш оборот составлял всего тысячу долларов».

Восстановление утраченных связей и налаживание торговли зерном и маслосеменами повлекло за собой необходимость строительства собственного портового комплекса в Ростове‑на‑Дону, а затем и концентрации «Юга Руси» на наименее волатильном рынке — масличном. В дальнейшем Сергей Кислов создал крупнейшее производственное предприятие, которое не участвовало в приватизации; практически все свои разнопрофильные предприятия он возводил с нуля. Так, в начале 2000-х он построил крупнейший в России маслозавод, перерабатывающий до 350 тыс. тонн маслосемян в сутки. Его запуск позволил компании консолидировать у себя более 20% рынка фасованного масла России.

Успешный глава одной из ведущих отечественных агропромышленных компаний, Сергей Кислов стал своим человеком в коридорах региональной власти. А вскоре и близким к областному руководству, с подачи которого он был выдвинут в Совет Федерации от Ростовской области. В сенат он в итоге не прошел, но в качестве утешительного приза его наделили титулом «гонорис кауза» — почетного консула Франции на Юге России.

Его бизнес рос и развивался как вертикально интегрированный холдинг, работающий по принципу от «поля до прилавка». В логику этого принципа укладывалась и организация на мощностях «Ростовбумаги» предприятия по производству картона «Донская гофротара», и покупка крупнейшего в Ростове хлебозавода № 1, и создание собственной линейки бакалейных продуктов «Сто рецептов», а также покупка перегрузочного терминала в порту Кавказ на базе ЗАО «Лада-Геленджик-Транс».

«Юг Руси» стал заметной и успешной компанией, имеющей вдобавок ко всему и политическую поддержку со стороны бывшего тогда губернатором Ростовской области Владимира Чуба. По легенде, поддерживаемой самим Сергеем Кисловым, именно в стенах администрации области и родился во многом политический и амбициозный проект строительства собственного НПЗ. Проект этот преследовал несколько целей: селяне были бы обеспечены дешевым, как ожидалось, дизтопливом, область обрела бы независимость от крупных нефтяных монополий и сетевых операторов, ну и, в конце концов, повысился бы престиж областной администрации, имеющей «свою трубу».

Проект возник в начале 2000-х для того времени был относительно перспективным — первоначальные инвестиции в размере 1,75 млрд рублей с целью выдать на первом этапе 1,3 млн тонн нефтепродуктов в год (затем — до 2,5 млн тонн) считались вполне рентабельными и легко окупаемыми. К тому же ведущую роль в проекте играли сами региональные власти, обеспечивавшие поддержку и лоббирование инвестору — агросоюзу «Юг Руси», для которого этот бизнес был совершенно незнакомым. В частности, не без помощи властей компании удалось получить крупный кредит в Юго-Западном банке Сбербанка РФ. Поддержка выражалась и в беспрепятственных согласованиях с надзирающими структурами, содействии в вопросах землеотведения и экологии. Лоббирование — в продавливании важнейшего вопроса врезки в «трубу» нефтепровода Суходольная — Родионовская для обеспечения НПЗ сырьем. И то и другое удалось, но потребовало значительно большего количества средств, а главное — времени. Общая стоимость проекта со строительством нефтеналивного терминала на Дону выросла до 15 млрд рублей, а первая очередь завода была пущена с пятилетним опозданием.

Сомнения в эффективности предприятия появились почти сразу же. Глубина переработки нефтепродуктов на Новошахтинском заводе нефтепродуктов (НЗНП) — 60–65%, это был один из худших показателей в России (средний показатель даже у старых предприятий — порядка 70%). Сейчас мощности по переработке нефти на НЗНП увеличились до 5 млн тонн в год, и выручка предприятия по итогам 2016 года выросла до 75 млрд рублей, однако в связи с введением запретительных пошлин на экспорт темных нефтепродуктов и снижением цен на нефть его прибыль сократилась в 1,9 раза по сравнению с 2015 годом — до 296 млн рублей.

В то же время не самые блестящие показатели новошахтинского предприятия не отменяют того, что за двадцать пять лет работы «Юг Руси» из фирмы, состоящей из двух штатных единиц, превратился в крупнейший агропромышленный холдинг Европы, ежегодный рост которого в начале нынешнего десятилетия составлял порядка 20%. Выручка компании с 2008 года (перед запуском НЗНП) выросла с 25 до 60 млрд рублей (в 2015 году). А сам г-н Кислов в рейтинге Forbes по итогам 2016 года вошел в число 200 богатейших россиян, расположившись на 153-м месте с состоянием в 650 млн долларов.

В 2015 году «Юг Руси» предпринял экспансию на Дальний Восток — было объявлено о строительстве там комплекса по переработке сои мощностью 3000 тонн в сутки и стоимостью почти 12 млрд рублей. Компания намерена разливать подсолнечное масло и перерабатывать сою, а также экспортировать продукцию в Китай и другие азиатские страны.

Реализация таких капиталоемких проектов потребовала не столько больших затрат, сколько ответа на вопрос, где предел возможностей «Юга Руси» и способна ли компания и дальше развиваться в одиночку.

"Юг Руси" и "Солнечные продукты" занимают почти 30% рынка продаж бутилированного масла  38-02.jpg
"Юг Руси" и "Солнечные продукты" занимают почти 30% рынка продаж бутилированного масла
Земельные активы "Юга Руси" и "Солнечных продуктов" занимают порядка 357тыс. га 38-03.jpg
Земельные активы "Юга Руси" и "Солнечных продуктов" занимают порядка 357тыс. га

Масляный детектив

О планах «Юга Руси» найти покупателей на свои масложировые активы аналитики говорили давно. Например, еще лет десять назад речь шла о продаже Краснодарского МЖК. Однако в начале 2017 года на масложировом рынке стали ходить упорные слухи, что на активы «Юга Руси» нашелся покупатель. Сначала на условиях анонимности об этом сообщил «Эксперту Юг» генеральный директор одной из компаний — видного участника рынка. Затем информацию о факте переговоров и о предстоящей смене собственников масложировых активов донской компании подтвердил генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Ведущий эксперт ИКАР Даниил Хотько рассказал, что переговоры с «Солнечными продуктами» начались в феврале 2017 года и с тех пор не прерывались.

В июле ФАС разместила на своем сайте информацию об удовлетворении ходатайства на приобретение 100% акций компании YR Investments Group Limited кипрскими компаниями Solpro Investments Ltd. (62% акций) и Indicativo Capital Ltd. (38%). Три участника рынка подтвердили «Эксперту Юг», что две последние компании представляют интересы холдинга «Солнечные продукты».

YR Investments Group Limited зарегистрирована на Кипре в декабре 2016 года и с 14 июня 2017-го является владельцем 100% ООО «Юг Руси». Одновременно в ходе сделки планировалось, что структура Кислова YR Holding Limited приобретет 32,01% акций SolPro Investments.

Спустя несколько дней пресс-службы «Юга Руси» и «Солнечных продуктов» распространили в СМИ совместный пресс-релиз, в котором говорилось: «Переговоры между холдингами “Юг Руси” и “Солнечные продукты” о создании объединенной компании остановлены с формулировкой “в связи с изменившейся рыночной конъюнктурой”». Представители «Юга Руси» и «Солнечных продуктов» от комментариев отказались.

Как сказал в беседе с «Экспертом Юг» директор аналитической компании «СовЭкон» Андрей Сизов, «с точки зрения рынка ничего не изменилось, поэтому ссылки на некую “конъюнктуру” можно признать несостоятельными. Скорее всего, стороны не договорились либо о цене, либо об условиях сделки».

10 крупнейшх в России холдингов по переработке семян подсолнечника* 38-04.jpg
10 крупнейшх в России холдингов по переработке семян подсолнечника*

Даниил Хотько из ИКАР также заметил, что последние два-три месяца на рынке преобладают позитивные тенденции. Например, рост посевов масличных в 2017 году увеличен до 12,5 млн га (на 2,8% больше, чем в прошлом году). Это должно несколько снизить дефицит маслосемян и повысить загрузку маслозаводов.

«В руководстве “Юга Руси” и “Солнечных продуктов”, вероятно, таким образом пытаются снять лишний ажиотаж вокруг сделки и завершить ее в спокойной обстановке», — уверен Даниил Хотько.

Сверхтяжелый игрок

По данным «АПК-Информ», по итогам 2016 года «Юг Руси» сохранил за собой первое место по переработке подсолнечника, средняя ежесуточная мощность составила почти 7300 тонн. «Солнечные продукты» находятся на втором месте рейтинга с 4400 тонн в сутки. Холдинг Владислава Бурова занимает второе место в стране по объему производства сырого подсолнечного масла, жиров и маргаринов для промышленности, третье место по выпуску фасованных маргаринов, четвертое — на рынке майонеза. В апрельском рейтинге BEFL крупнейших российских землевладельцев «Солнечные продукты» занимают 26-е место с площадью сельхозземель 157 тыс. га. По данным Масложирового союза, на «Юг Руси» приходится 22% российского производства бутилированного масла, доля «Солнечных продуктов» сегодня составляет 3,4%.

Консолидация такого количества маслозаводов в одних руках напрямую выводит группу Владислава Бурова в отечественные лидеры. Аналитик компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко в беседе с «Экспертом Юг» рассказал, что «Солнечные продукты» (Аткарский маслоэкстракционный завод, Армавирский, Московский, Новосибирский, Саратовский масложировые комбинаты) сейчас занимают третью-четвертую строчку в списке крупнейших отечественных маслопереработчиков (совокупные мощности — 1,4 млн тонн), и в случае покупки перерабатывающих активов «Юга Руси» (совокупные мощности — 2,7 млн тонн) компания автоматически становится лидером рынка.

По поводу причин продажи активов «Юга Руси» аналитики сходятся во мнении, что у агрохолдинга возникли финансовые потребности в связи с реализацией ряда крупных капиталоемких инвестпроектов (модернизация Новошахтинского завода нефтепродуктов (5 млрд рублей), строительство одного из крупнейших в России маслоэкстракционных заводов на Дальнем Востоке (12 млрд рублей) и проч. В частности, входящее в группу ОАО «МЖК “Краснодарский”» в 2017 году выступило поручителем перед Россельхозбанком сразу по пяти сделкам по обязательствам компаний, входящих в «Юг Руси» (общая сумма кредита — порядка 5 млрд рублей).

Эксперты также ссылаются на жесткую позицию кредиторов в лице ЕБРР, который много лет финансировал различные проекты группы. В 2006 году «Юг Руси» получил от банка синдицированный кредит на 146,5 млн евро на модернизацию предприятий, рефинансирование задолженностей и реализацию программы сокращения издержек. Часть средств была потрачена на приобретение маслозаводов ГК «Русагро». В 2009 году еще 150 млн долларов от ЕБРР пошли на увеличение оборотного капитала и модернизацию предприятий. В 2011 году — 150 млн долларов на приобретение Валуйского и Чернянского МЭЗов (Белгородская область) у компании WJ Group.

«Для господина Кислова продажа своих маслозаводов — удачный шаг», — считает Даниил Хотько.

По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка группы последние годы падала: в 2012 году она составила около 60 млрд рублей, в 2013-м — 50 млрд рублей, в 2014-м — около 38 млрд рублей. По итогам 2016 года выручка основного актива Сергея Кислова — крупнейшего маслозавода в Ростове (МЭЗ «Юг Руси») — сократилась в 1,7 раза по сравнению с 2015-м — до 25,6 млрд рублей.

По разным оценкам, производственные комплексы и земли «Юга Руси» с учетом выручки его основных предприятий и без учета долга оцениваются в 50–60 млрд рублей.

Цена вопроса

Еще в начале года «Эксперт Юг» писал о предстоящем дефиците сырья для ныне действующих перерабатывающих мощностей в России. Не исключено, что желание агрохолдинга избавиться от простаивающих активов связано как раз с экономической нецелесообразностью финансировать дорогостоящие мощности.

Сегодня даже стопроцентная переработка маслосемян «на месте» сможет загрузить отечественные маслобойни всего лишь на 70%. «Несмотря на то что подсолнечником засеяны большие площади и ожидается хороший урожай, дефицит сырья на рынке сохраняется — мощности российских заводов превышают планируемые к переработке объемы подсолнечника», — говорил ранее Сергей Кислов, выступая на заседании Союза производителей растительных масел.

В Масложировом союзе отмечают, что Россия в рамках исполнения обязательств при вступлении в ВТО в 2016 году снизила экспортную пошлину на семена подсолнечника до 6,5%. «В условиях конъюнктуры мировых цен это привело к диспаритету цен на семена подсолнечника и продукты их переработки около 13% и стимулирует экспорт семян подсолнечника», говорится на портале Масложирового союза. По его данным, с сентября 2016-го по май 2017 года экспорт семян подсолнечника вырос в 3,7 раза по сравнению с прошлым сезоном и составил 285 тыс. тонн. По итогам сезона эксперты прогнозируют рост экспорта семян подсолнечника в 6,4 раза — до 602 тыс. тонн.

«Сложившаяся ситуация ставит под угрозу не только дальнейшее развитие масложировой отрасли и наращивание экспорта ее продукции, но даже сохранение достигнутых результатов», — отмечают в Масложировом союзе.