«Вертолеты России» подписали контракт с Минобороны на разработку скоростного боевого вертолета (СБВ) нового поколения. Его главная особенность — высокая скорость полета, которая может достигать 500 км/ч. «Этот контракт рассчитан на два года, в его рамках должен быть определен облик винтокрылой машины и сформировано техническое задание на проведение опытно-конструкторских работ», — заявил глава вертолетного холдинга Андрей Богинский.
Уже ясно, что при создании СБВ будет использован весь научно-технический задел, который удалось получить в ходе реализации программы перспективного скоростного вертолета (ПСВ). Программа стартовала в начале этого десятилетия, а уже в конце позапрошлого года прототип такого вертолета — летающая лаборатория на базе ударного Ми-24 — совершила первый полет. Эта машина имела новую несущую схему, благодаря которой конструкторам удалось отодвинуть срыв потока с лопастей несущего винта и увеличить скорость вертолета, сохранив при этом его классическую компоновку. Известно, что сейчас практически все вертолеты, сконструированные по классической схеме — с одним несущим винтом и одним хвостовым винтом, имеют шарнирную подвеску лопастей. Именно она позволяет им совершать маховые движения, которые обеспечивают балансировку машины. В то же время эти маховые движения лопастей из-за срыва потока воздуха на них, как правило, ставят предел росту скорости вертолета, ограничивая ее 370 км/ч. Все дело в том, что концы лопастей, двигаясь по кругу, проходят участок, когда их скорость складывается со скоростью движения вертолета. Срыв же потока происходит, когда суммарная скорость (скорость движения лопастей относительно воздуха) превышает скорость звука, в результате чего вертолет теряет управляемость. Благодаря каким ноу-хау нашим конструкторам удалось отодвинуть срыв потока с лопастей, в «Вертолетах России» не сообщают. Замглавы холдинга Андрей Шибитов лишь оговорился, что его компания намерена запатентовать эти инновации. Как бы там ни было, но в ходе испытаний прототип ПСВ смог развить скорость 405 км/ч. Однако превысить запланированный рубеж в 450 км/ч летающей лаборатории так и не удалось. Это стало одной из причин того, что программа ПСВ на некоторое время, по сути, оказалась заморожена. «При существующем уровне научно-технического задела в этой области невозможно достижение результатов, установленных техническом заданием, в заданные сроки», — написали тогда эксперты АТО. Не менее скептически на этот счет высказался и глава НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» Андрей Дутов: «Разработка новой техники должна быть увязана с развитием самой транспортной системы страны. И совсем не очевидно, что для такой системы обязательно нужен скоростной вертолет. Теоретически он может полететь со скоростью 400–450 километров в час. Максимум — до 500 километров в час, но вряд ли больше. Сама схема винтов не позволяет увеличить скорость».
Тем не менее идея создания скоростного вертолета не умерла. Ее неожиданно для всех поддержали сначала чиновники, а затем и военные. Уже в мае этого года в преддверии выставки HeliRussia директор департамента авиапромышленности Минпромторга Сергей Емельянов заявил, что в России запущена разработка сразу двух версий новых скоростных вертолетов — военного и гражданского. «Один из них будет выполнен по традиционной схеме — с одним несущим винтом, а второй — по соосной схеме, с двумя винтами», — сообщил чиновник. «Уже определились, что на машине с одним винтом возможно достичь скорости 450 километров в час. Но выше пока не получается, — говорил Емельянов. — Что же касается соосной схемы, то здесь КБ Камова отрабатывает машину со скоростью 500 километров в час. Это делается в интересах Минобороны». Информацию подтвердил и замглавы нашего военного ведомства генерал армии Юрий Борисов. «У нас в планах новая госпрограмма вооружений (ГПВ) на 2018–2025 годы, в рамках которой запланированы научно-исследовательские работы по этой тематике, с переходом в конструкторские. И на рубеже этой ГПВ мы собираемся поднять новую скоростную машину в воздух», — сообщил генерал.
Заметим, что на разработку, в общем-то, двух однотипных вертолетов и запуск их в серийное производство, по самым скромным оценкам, необходимо будет потратить в общей сложности не менее двух миллиардов долларов. Но проблема в том, что предназначение этих машин до сих пор остается весьма туманным. Если гражданский вертолет, рассчитанный на перевозку 20 пассажиров на расстояние до 900 км, еще может найти ограниченный спрос у предпринимателей, нефтяников и т. д., то зачем нужна военная версия скоростной винтокрылой машины, в Минобороны внятно сформулировать не смогли. Считается, что такой вертолет может быть эффективен в различных специальных операциях, в том числе в глубоком тылу противника. Но для этих целей важна не столько большая скорость, сколько малая заметность и высокоточное вооружение. Кроме того, у нас уже есть весьма эффективная машина такого класса — Ка-52, способный развивать скорость до 350 км/ч. И есть большие сомнения в том, что, увеличив скорость еще на 150 км/ч, новая машина сможет лучше решать боевые задачи. В этом смысле очень показателен опыт США, которые в свое время отказались от создания скоростных вертолетов, сделав ставку на использование так называемых конвертопланов Osprey, которые сочетают в себе отдельные преимущества самолетов и вертолетов и могут развивать скорость до 560 км/ч.