Норвежцам надоели ОФЗ

11 сентября 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Государственный пенсионный фонд Норвегии (Government Pension Fund Global, GPFG), крупнейший суверенный фонд, изменит свой стратегический портфель долговых инвестиций. ЦБ страны предложил ему отказаться от текущего индекса облигаций (в него входит 23 валюты, в том числе рубль), на основе которого фонд инвестирует. Регулятор предлагает заменить его индексом облигаций в трех валютах: доллар, евро и британский фунт. Предлагаемые изменения вступят в силу по итогам консультаций с парламентом. При этом последний принял решение увеличить долю акций в общем индексе с 62,5 до 70%. По словам замминистра финансов Норвегии Амунд Холмсен, общий уровень риска по сырьевым продуктам снизился, так что норвежцы сокращают вложения в низкорисковые и низкодоходные облигации и увеличивают долю более рискованных, но и более доходных акций. Решение касается бумаг всех развивающихся стран, а не только России. В Россию инвестировано порядка 5 млрд долларов, чуть больше половины этой суммы — акции, остальное — ОФЗ.

Норвежцы решились рискнуть 06-02.jpg ТАСС
Норвежцы решились рискнуть
ТАСС

Заведующий лабораторией финансовых исследований в Институте экономической политики имени Е. Т. Гайдара Михаил Хромов отмечает: решение окончательно еще не принято и, главное, не объявлена дата фактического выхода из активов, — но, когда дата будет названа, возникнет давление на рубль. «Объем вложений этого фонда для всего рынка ОФЗ не очень значителен, но для доли иностранцев весьма существенен, — добавляет экономист. — Так что в результате при приближении названной даты выхода ставки по привлечению средств Минфином могут возрасти». По словам Хромова, желание GPFG выйти из рублевых активов вполне понятно: снижение ставки Банком России понижает доходность по рублевым бумагам.

По оценке старшего аналитика по финансовым рынкам Райффайзенбанка Дениса Порывая, позиция фонда в ОФЗ не превышает 2,9 млрд долларов (по данным отчетности на первое полугодие 2017 года), что составляет всего 173 млрд рублей. Это 9,2% ОФЗ, принадлежащих нерезидентам, при этом доля нерезидентов на рынке составляет 30,4%. Аналитик уверен, что продажа облигаций из запасов GPFG в течение года-двух не создаст заметного негативного влияния на рынок ОФЗ. «Мы считаем, — отмечает Денис Порывай, — что фонд просто прекратит покупать бумаги и сокращать текущую позицию будет очень аккуратно, поскольку речь идет об изменении структуры позиции фонда в среднесрочной перспективе не только в ОФЗ, но и в локальных долгах других развивающихся стран».

Однако он опасается, что другие фонды, инвестирующие в долги развивающихся стран, последуют за норвежским, что может вызвать коррекцию на рынке. «В этом случае ОФЗ не станут исключением и скорректируются вместе с остальными долговыми рынками (Бразилии, Индии, Мексики), в которых норвежский фонд имеет позицию. Это, конечно, негативно для рубля, который во многом поддерживается притоком спекулятивного капитала для получения доходности в ОФЗ. Однако возможное ослабление рубля будет на уровне валют других развивающихся стран к доллару», — полагает аналитик. С другой стороны, если GPFG действительно увеличит вложения в наши акции, это будет отличной поддержкой для отечественного фондового рынка, емкость которого гораздо меньше долгового.