В Пулково новые совладельцы

Сергей Кудияров
специальный корреспондент «Монокль»
11 сентября 2017, 00:00

Петербургский аэропорт Пулково получил несколько новых акционеров, но по-прежнему ни одного из совладельцев нельзя считать стратегическим инвестором

Консорциум инвесторов в составе Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Российско-китайского инвестиционного фонда (РКИФ), Mubadala Development Company, Baring Vostok Private Equity Fund V и ряда связанных фондов, а также соинвесторов с Ближнего Востока приобрел 25% в компании Thalita Trading Limited. Это холдинговая компания консорциума «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС), управляющей компании аэропорта Пулково. Продавцом выступил «ВТБ Капитал». Сумма сделки оценивается в 240 млн евро.

"Пулково" четвертый крупнейший аэропорт в России 29-01.jpg
"Пулково" четвертый крупнейший аэропорт в России
В первом полугодии 2017 года "Пулково" оказалось в тройке авиапредприятий с самым значительным ростом пассажиропотока   29-02.jpg
В первом полугодии 2017 года "Пулково" оказалось в тройке авиапредприятий с самым значительным ростом пассажиропотока

«Усилиями РФПИ был сформирован международный консорциум инвесторов, что позволило привлечь в Россию более 200 млн евро капитала от ведущих фондов, среди которых есть инвесторы из Азии и с Ближнего Востока, — говорит генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев. — Мы уверены, что появление новых акционеров будет способствовать динамичному развитию Пулково».

В результате сделки доля «ВТБ Капитала» в Thalita снизится до 25,01%. Прочие акционеры — немецкая компания Fraport (управляет аэропортом Франкфурта, имеет доли в ряде иных аэропортов Германии, Австралии, Перу, Турции) и катарский фонд Qatar Investment Authority — в сделке не участвовали и сохранят свои прежние доли: 25 и 24,99% соответственно. Как сообщается, Fraport останется ведущим оператором аэропорта.

Особенностью сделки стало то, что все покупатели представляют собой чисто финансовые структуры.

РФПИ — инвестиционный фонд, созданный правительством России в 2011 году для инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов экономики. Капитал под управлением фонда превышает 10 млрд долларов.

РКИФ — совместный фонд Российского фонда прямых инвестиций и Китайской инвестиционной корпорации (China Investment Corporation). Деятельность фонда, как декларируется им самим, направлена на развитие двусторонних экономических, торговых и инвестиционных отношений между Россией и Китаем.

Фонды Baring Vostok специализируются на прямых инвестициях в России и СНГ. Суммарный привлеченный капитал составляет более 3,7 млрд долларов. Долгосрочными инвесторами Baring Vostok являются пенсионные и университетские фонды, суверенные фонды и фонды из Северной Америки, Западной Европы, Азии и Ближнего Востока. С 1994 года фонды Baring Vostok вложили свыше 2,8 млрд долларов в 80 компаний России и других стран СНГ.

Mubadala Development Company — инвестиционный фонд из ОАЭ, с 2013 года имеющий совестный фонд с РФПИ на 7 млрд долларов В России фонд инвестирует в логистику и транспорт.

Исключение из правил

На первый взгляд вложение в аэропорт для инвестиционных фондов может выглядеть не слишком очевидным шагом. Рынок авиаперевозок в России в последние годы сокращался. Так, по данным Росавиации, в 2016 году в России гражданской авиацией было перевезено 88,6 млн пассажиров, в то время как годом ранее — 92,1 млн.

«Российский рынок авиаперевозок в последние годы действительно лихорадит, — говорит председатель совета директоров инвестиционной компании InfraOne Альберт Еганян. — Но если посмотреть на первую пятерку аэропортов, куда входит Пулково, то там небольшие колебания, в пределах десяти процентов. Эти колебания уже учтены в стоимости контракта. А так это очень выгодный актив, было много желающих его приобрести».

Действительно, показатели работы самого аэропорта Пулково не так плохи. По итогам 2016 года этот аэропорт с 13,3 млн пассажиров оказался четвертым в стране по пассажирообороту после тройки предприятий московского авиаузла (см. график 1). В десятилетней динамике показатели Пулково выглядят еще более впечатляюще. Хотя, конечно, спад в международных авиаперевозках в 2015–2016 годах несколько смазывает картинку этого триумфального шествия.

В соответствии с ростом пассажиропотока увеличивалась и выручка аэропорта. В 2016 году она превысила 14 млрд рублей.

Новые инвесторы планируют сосредоточиться на стратегии развития Пулково. В РФПИ считают, что аэропорт обладает потенциалом роста пассажиропотока и акционерной стоимости и может стать одним из ведущих авиационных хабов. Ожидается, что маршрутная сеть Пулково будет расширяться за счет роста внутреннего и международного туризма, увеличения количества перелетов на фоне экономического роста и повышения деловой активности.

По данным Росавиации, уже с этого года можно наблюдать оживление на российском рынке авиаперевозок. Так, за первое полугодие 2017-го в России гражданской авиацией было перевезено 46,2 млн пассажиров, в то время как за аналогичный период предыдущего года — всего 38,1 млн человек.

Конкретно для Пулково это принесло рост пассажиропотока с 5,7 млн человек по итогам первого полугодия прошлого года до 7,1 млн за первые шесть месяцев 2017-го. В разряде крупных аэропортов Пулково демонстрирует один из наилучших темпов роста пассажиропотока (см. график 2).

Единственный риск, пожалуй, состоит в том, что порядка 28% всего пассажиропотока аэропорта приходится на сообщение с Москвой, а на этом направлении существует значительная конкуренция со стороны железнодорожного транспорта.

Отметим, что со стороны РФПИ это не первая «аэропортовая» сделка. В прошлом году фонд в консорциуме с китайским аэропортовым оператором Changi Airports International и структурой группы «Базовый элемент» («БазэлАэро»; имеет доли в аэропортах Красноярска, Сочи, Анапы) приобрел 52% АО «Международный аэропорт Владивосток». Сумма сделки составила 6 млрд рублей, доля фонда в консорциуме — 33%. Это тоже довольно крупный и успешный аэропорт: в 2016 году его пассажиропоток составил 1,8 млн человек (14-й результат в России), по итогам первого полугодия 2017 года пассажиропоток вырос на 19% к аналогичному показателю прошлого года.

Несбывшиеся надежды

Другой важной особенностью совершенной сделки можно назвать тот факт, что в числе покупателей нет аэропортового холдинга «Новапорт» Романа Троценко.

Троценко — выходец из «Роснефти». С 2012 по 2015 год он возглавлял швейцарскую «дочку» «Роснефти» Rosneft Overseas, курировал шельфовые проекты, был советником главы «Роснефти» Игоря Сечина.

Активами самого Романа Троценко управляет созданная в 2007 году AEON Corporation. Это строительство и девелопмент, а также аэропортовый оператор «Новапорт». В настоящее время холдинг контролирует 13 российских аэропортов, в том числе такие крупные, как аэропорты Новосибирска (3,9 млн пассажиров), Тюмени (1,5 млн), Челябинска (1,2 млн). Из последних крупных приобретений структур Романа Троценко можно отметить получение в прошлом году контроля над аэропортами Калининграда (1,6 млн пассажиров) и Минеральных Вод (1,7 млн).

Ранее, в 2013-м, «Новапорт» совместно с «Роснефтью» вел переговоры о возможности приобретения московского аэропорта Домодедово, но безрезультатно. Хотя это могла бы быть колоссальная сделка, на 4,7 млрд долларов.

Большой интерес «Новапорт» проявлял и к Пулково. Речь шла о возможности приобретения от 25 до 50% акций совместно с РФПИ и арабскими фондами. Фирменный стиль «Новапорта» — получение контроля над аэропортами: холдинг обычно не довольствуется миноритарным пакетом. Как говорят в отрасли, на большой пакет Троценко надеялся и в Пулково. Но в итоге в числе покупателей его нет.

Впрочем, возможно, для Троценко еще не все потеряно. «ВТБ Капитал» не исключает возможности продажи ему своего оставшегося пакета. Да и другие акционеры в большинстве своем финансовые структуры, а не «профильные» аэропортовые операторы.

«Троценко может купить, если ему кто-то продаст, — говорит Альберт Еганян. — Теоретически такие потенциальные продавцы есть, РФПИ купил не сто процентов. Да и сам РФПИ — это equity fund. Любой фонд, даже суверенный, инвестирует в актив, получает прибыль и продает его. И РФПИ может продать лет через пять».

Отметим, что сейчас в России существует три «профильных» региональных аэропортовых холдинга: помимо «Новапорта» это уже упомянутый «БазэлАэро», а также «Аэропорты регионов» (входит в группу «Ренова»). Но особого интереса к Пулково они до настоящего времени не проявляли.