В рассеянных лучах российского солнца

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги «Монокль»
11 сентября 2017, 00:00

Российский производитель солнечных модулей «Хевел» модернизировал производство и занял половину российского рынка солнечной энергетики

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «ХЕВЕЛ»
Читайте Monocle.ru в

В июле этого года группа компаний «Хевел», крупнейший российский производитель солнечных панелей, закончила модернизацию производства и вышла на запланированную мощность 160 МВт в год. Конечно, российскому производителю далеко до китайских заводов, которые в год выпускают панелей более чем на 1 ГВт, однако «Хевел» и не ставит такую задачу. Его продукция качественнее и надежнее китайской, эффективнее по КПД, но самое главное, панели «Хевела» продолжают работать при рассеянном свете, и это очень важное преимущество в нашей не самой солнечной стране.

«Хевел» — совместный проект «Роснано» и группы «Ренова», возникший в 2009 году как интегратор решений в солнечной энергетике. «Хевел» занимается и производством панелей, и их установкой, и эксплуатацией солнечных станций. На сегодня ГК «Хевел» кроме производства обладает парком солнечных электростанций общей мощностью более 100 МВт и крупным научно-техническим центром.

Основная промплощадка компании «Хевел» расположена в Чувашии, в Новочебоксарске. Это крупнейший в России завод, производящий солнечные модули по отечественной технологии. Компания разработала технологию производства солнечных модулей нового поколения на основе гетероперехода HJT, сочетающую в себе преимущества двух старых технологий — тонкопленочной и кристаллической. Эта технология позволяет производить панели с КПД ячейки более 22%, такое могут делать лишь еще две компании в мире — японская Panasonic и американская Sun Power.

Особый путь

Восемь лет назад, когда создавалась ГК «Хевел», в мире существовали две рабочие технологии, связанные с производством солнечных модулей на кремнии: на основе кристаллического кремния и тонкопленочная, использующая так называемый аморфный кремний. Преимущество первой технологии в относительно высоком КПД, второй — в том, что кремния для производства модуля требовалось на порядок меньше. А кремний — основной компонент, определяющий стоимость конечной продукции и, соответственно, экономику будущей солнечной электростанции (СЭС). В итоге стоимость ватта получаемой электроэнергии с модуля, созданного по пленочной технологии, меньше, нежели у модулей на кристаллическом кремнии. Кроме того, тонкопленочная технология лучше подходит для российских условий, поскольку такие модули лучше воспринимают рассеянный свет.

«Хевел» сделал ставку на тонкопленочную технологию, и уже тогда это было попыткой пойти своим путем: почти все СЭС в мире используют панели, сделанные на основе кристаллического кремния.

Высокий КПД кристаллического кремния и резкое падение стоимости самого кремния, начавшееся в 2009 году, привели к тому, что к середине десятилетия тонкопленочная технология потеряла свои конкурентные преимущества. ГК «Хевел» тоже оказалась на развилке: развивать тонкопленочную технологию дальше или переходить на новую. Но речи о закрытии производства не было, в завод к тому времени уже вложили более 20 млрд рублей.

Теоретически эти деньги можно было бы окупить и на тонкопленочной технологии, обеспечив строительство более крупных по площади солнечных парков. У инвесторов «в солнце» почти во всем мире есть качественные механизмы возврата инвестиций, и Россия не исключение. Имеющиеся механизмы договоров поставки мощности (ДПМ) на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) позволяют закрыть рынок от иностранной продукции и создают комфортные условия для возврата вложенных в мощности средств. Например, сейчас в России условия ДПМ ВИЭ обеспечивают пятнадцать лет гарантированного денежного потока при 12% годовых на вложенный капитал. Механизм возврата инвестиций аналогичен стандартным ДПМ: инвестор строит станцию, а регулятор гарантирует ему платежи при соблюдении коэффициента использования установленной мощности (так называемая плата за мощность). При существующих сейчас на рынке процентных ставках ДПМ ВИЭ — вполне интересный инструмент.  

На 2017 год Минэнерго установило, что стоимость киловатта установленной мощности СЭС будет компенсироваться инвесторам исходя из цены 109,5 тыс. рублей. Например, ветер, по мнению министерства, стоит 103 тыс. рублей, а гидроэнергетика — 163 тыс. рублей за киловатт установленной мощности. Из цифр видно, что киловатт установленной мощности солнечной и ветряной генерации уже дешевле классической водной. Однако тут нужно учитывать так называемые коэффициенты использования установленной мощности (КИУМ). У «солнца» в России он не более 10%, у «ветра» — около 20%, у гидроэлектростанции — 40%. То есть в среднем ГЭС будет вырабатывать в четыре раза больше электроэнергии, нежели СЭС такой же номинальной мощности.

Ставка на модернизацию

У «Хевел» была своя стратегия последовательного увеличения КПД тонкопленочных модулей до 12–13% — над этим с 2010 года работал собственный научно-технический центр, но, учитывая темпы развития «солнечных» технологий, для выхода на внешние рынки этого было недостаточно. Выходом из ситуации стало предложение ученых внедрить новую, гибридную технологию, которая показывала высокие результаты при лабораторных исследованиях. Было принято стратегическое решение инвестировать дополнительные средства в модернизацию. В итоге завод переоснастили, а проект получил второе дыхание со сменой технологии с тонкопленочной на гетероструктурную — технологию фотогальваники, которую довели до промышленного использования российские специалисты.

Однако одно дело наличие лабораторной разработки, показывающей перспективные результаты, и совсем другое — внедрение этой технологии на производстве. Для этого потребовалось заново отстроить процесс, заказать новое оборудование (подчас уникальное), расширить промплощадку. Причем проблема была не только в отсутствии в России технической базы для создания производства. В нашей стране не было и методологической базы: СНИПов, ГОСТов и прочих нормативных документов для производства и эксплуатации солнечных панелей. В итоге пришлось создавать и их. Фактически вместе с ГК «Хевел» создавался весь новый для нашей страны рынок производства и эксплуатации солнечных модулей.

Второй этап модернизации производства, начатый в 2016 году, затронул порядка 30% оборудования и потребовал около 3,8 млрд рублей инвестиций. Кстати, тогда одним из инвесторов проекта стал Фонд развития промышленности (ФРП), который выделил 300 млн рублей в качестве льготного займа под 5% годовых сроком на пять лет. «Средства ФРП частично покрыли расходы на закупку, монтаж и наладку технологического оборудования», — говорит директор ФРП Роман Петруца.

Модернизация началась в августе 2016 года, а уже в апреле 2017-го в Новочебоксарске был налажен промышленный выпуск модулей по новой технологии. В самой ГК «Хевел» не раскрывают стоимости продаваемых модулей, однако можно примерно прикинуть, сколько компании удается выручить от своей деятельности. Так, Минэнерго дает 109,5 тыс. рублей за киловатт установленной мощности. Пусть четверть этих денег уйдет на изыскательские и монтажно-строительные работы. Это значит, что продажа 160 МВт солнечных модулей в год могут дать выручку около 13 млрд рублей. Увеличение мощности завода до 220 МВт позволит выручать около 18 млрд рублей. По словам генерального директора группы компаний «Хевел» Игоря Шахрая, сейчас у производственной площадки весьма успешная бизнес-модель, инвестиции обещают окупиться в течение четырех лет.

От большой генерации к малой

Гетероструктурные солнечные модули «Хевел» эффективно работают в условиях рассеянного света и при экстремальных температурах (от –40 до +85 °С), и это существенно расширяет географию их применения — от солнечной, но морозной Якутии до пустынной Садовской Аравии. Гарантированный срок работы модуля — двадцать пять лет, но производитель обещает, что солнечный модуль будет работать дольше: три-четыре десятилетия. «Наш фотоэлектрический модуль надежен, высокоэффективен и стабильно работает при рассеянном солнечном свете, у него низкий температурный коэффициент и высокий КПД ячейки — более 22 процентов», — рассказывает Игорь Шахрай.

Кроме того, в «Хевел» говорят, что производство солнечных модулей локализовано на 100%. Однако тут есть спорный момент — в том, как трактует локализацию российское законодательство. На практике часть компонентов для российских солнечных модулей ГК «Хевел» все же закупает за рубежом, другая часть производится в России. Тем не менее высокий КПД, цена и температурные характеристики делают модуль «Хевел» вполне конкурентоспособным на мировом рынке солнечной энергетики продуктом — наряду с лучшими образцами.

Сегодня условно можно выделить два больших рынка использования ВИЭ в мире. Первый — субсидируемые программы большой энергетики, когда установка «зеленой» генерации окупается за счет оптового рынка мощности и госсубсидий. Это означает, что капитальные затраты на строительство солнечной генерации возвращаются через платежи за мощность, которые распределяются на всех промышленных потребителей так называемых ценовых зон энергорынка. Второй большой рынок — автономные источники электроэнергии, необходимые для питания различных потребителей: от небольших поселков, находящихся вдали от магистралей ЛЭП, и заканчивая самолетами, коптерами, светофорами, терминалами и т. д. Для первого рынка первостепенное значение имеет стоимость модуля при заданных параметрах, то есть государство устанавливает определенные требования к СЭС (КПД, уровень локализации, коэффициент использования установленной мощности и т. д.), а оператор СЭС должен все это обеспечить по минимальной возможной цене.

Для второго рынка важны КПД, стоимость ватта произведенного электричества, температурные коэффициенты, эффективность при затемнении и другие параметры, описывающие работу панелей в тех или иных погодно-климатических условиях. За специфические параметры станций можно доплатить — лишь бы панель справлялась со своими функциями. Естественно, модули с высокими КПД стоят дороже «стандартного» продукта. И продукция «Хевел» вполне соответствует лучшим мировым характеристикам, поэтому она подходит как для механизмов ДПМ, так и для автономного снабжения электричеством, то есть для частного использования.

Когда экспорт неблагоприятен

Говоря о перспективах развития, в «Хевел» выделяют два направления. Первое — расширение производства с текущих 160 до 220 МВт в год. «Мы начали процесс увеличения дополнительной мощности и планируем не позднее середины 2018 года разогнать завод до 220 мегаватт минимум», — надеется Игорь Шахрай.

Второе направление — экспорт. Компания готова продавать около 10% объема производства солнечных модулей за рубеж, первые заграничные поставки она может осуществить уже к концу этого года. С какими странами идут переговоры, в компании пока не рассказывают, однако, по словам Игоря Шахрая, перспективные направления — Ближний Восток, Африка, Центральная Америка и Европа. Причем компании интересна не только поставка модулей, но и участие в тендерах на строительство солнечных электростанций.

Но все же главный рынок сбыта солнечных панелей «Хевел» — Россия, пока вся продукция компании идет на внутренний рынок при стопроцентной загрузке мощностей. Текущий портфель проектов составляет 434 МВт, из них 100 МВт станций уже построены, то есть завод гарантированно загружен заказами на три года вперед. По расчетам самой компании, она претендует не менее чем на 50% российского рынка солнечной энергетики и намерена до 2022 года построить до 1 ГВт солнечной генерации в стране из 1,7 ГВт, которые желает иметь Минэнерго. Учитывая, что в начале этого года в единую энергосистему страны было подключено 75,2 МВт СЭС (0,03% всех мощностей), рывок, который сделает российская альтернативная энергетика, впечатляет.

Для реализации амбициозного плана в структуре ГК «Хевел» есть инжиниринговое подразделение, обеспечивающее строительство и эксплуатацию солнечных электростанций. Процесс обслуживания СЭС совершенно нетрудозатратный и требует лишь удаленного администрирования и профилактической проверки раз в год. По факту эксплуатант солнечной электростанции больше финансовая организация, нежели производственная.

И это не блажь. Масштабно такой сложный проект, как у ГК «Хевел», можно было реализовать только комплексно: то есть за счет полного цикла — от покупки кремниевых пластин до получения конечной платы за установленную мощность. Как показывает опыт работы других компаний на российском рынке, по другой схеме пока работать очень сложно.

Как ГК «Хевел» производит солнечные панели 26-02.jpg
Как ГК «Хевел» производит солнечные панели