Любовь, ожирение, терроризм и кое-что еще

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
18 сентября 2017, 00:00

Философов от обычных людей отличает способность разговаривать на «птичьем» языке и объяснять одно неизвестное понятие через другое. Их тексты доступны не многим, возможно, очень узкому кругу лиц, которые пересказывают уловленный ими смысл всем остальным и таким образом расширяют их аудиторию. И тексты Бодрийяра в этом ряду не исключение. Его главные читатели — сестры Вачовски: еще до совершения операции по перемене пола, будучи братьями, они прочли его книгу «Симулякры и симуляция» и вдохновились на создание фильма «Матрица», который в свое время стал поводом для философских дискуссий. Книга философа появилась в кадре, и его имя сразу стало известно немыслимому количеству людей.

Несомненно, это один из самых знаменитых философов второй половины XX века, причем славу он вкусил еще при жизни, правда, сетуя по поводу того, что фильм «Матрица» исказил его идеи. Так или иначе, но и фильм, и сетования философа побуждают читателя приникнуть к первоисточнику. Книга «Фатальные стратегии» написана им в период наивысшей интеллектуальной формы и имеет репутацию предвестницы эпохи постмодерна. В силу как философской энигматичности, так и тем, на которых фокусируется внимание автора: терроризм, порнография, информационная избыточность, — его сочинения воспринимаются как тексты «про сейчас». И исходя из этого мы можем предположить: либо Бодрийяр обладал столь сильным провидческим даром, что, подвергая философскому анализу окружающую его действительность, увидел в ней прежде всего те ростки будущего, которые таким пышным цветом распустились сейчас, либо, напротив, в этом мире ничего не меняется. И как бы ни была сильна иллюзия могущества технологической революции, казалось бы, кардинально меняющей нашу жизнь, люди остаются теми же и испытывают из века в век одни и те же проблемы. Это и в самом деле «фатальная стратегия».

 

Бодрийяр Жан. Фатальные стратегии.  М: РИПОЛ классик, 2017.  288 с. Тираж 3000 экз.