Необыкновенная «Матильда»

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
18 сентября 2017, 00:00

Картина Алексея Учителя «Матильда» войдет в историю мирового кинематографа как фильм, наиболее обсуждаемый еще до того, как он был показан широкой аудитории

СТУДИЯ РОК
Музыкальный продюсер «Матильды — художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Он лично участвовал в записи саундтрека
Читайте Monocle.ru в

Исполнитель роли Николая II в фильме «Матильда» Ларс Эйдингер в ответ на вопрос журнала «Эксперт», приходилось ли ему сниматься в фильмах, которые вызывали такую острую общественную реакцию еще до показа, с ходу признался, что ничего подобного в его актерской карьере еще не было. Столь эмоциональный отклик на эту картину стал для него полной неожиданностью. «Мы не хотели никого обидеть. Мы не хотели никого провоцировать. Мы изучали жизнь Николая Второго, потому что нам это было интересно. Мы относились к нему с уважением. Мы очень расстраиваемся из-за того, что люди думают, будто бы мы хотели выставить его в каком-то невыгодном свете. В искусстве всегда происходит так: если ты хочешь кого-то спровоцировать, ты ничего не добиваешься, потому что, как только у тебя возникает такой замысел, в этот же момент возникает дистанция между тобой и аудиторией, которую почти невозможно преодолеть. Надо стремиться к тому, чтобы люди узнавали себя в тех персонажах, которых мы представляем на сцене. В процессе работы над ролью я пытался найти свои собственные черты в Николае Втором, и надеюсь, что зрители тоже смогут это сделать», — объяснил артист.

Ларс Эйдингер — ведущий артист берлинского театра «Шаубюне» под руководством Томаса Остермайера. Алексей Учитель обратил на него внимание, когда театр привозил на Чеховский фестиваль спектакль «Гамлет». Уже тогда, по его словам, он был поражен этим актером и держал его на всякий случай в голове. В «Матильде» первоначально он предложил ему роль немецкого доктора Фишеля. Это первое, что пришло Учителю в голову. Он поехал в Берлин, попробовал там актера — и мгновенно его утвердил. Но когда Эйдингер приехал в Санкт-Петербург на примерку костюмов и пробу грима, обнаружилось, что в одном из образов он удивительно похож на Николая II. Алексей Учитель провел повторные пробы, теперь уже на роль будущего императора, и опять утвердил его с первого раза. Для Ларса это оказалось сюрпризом. В интервью «Эксперту» он вспоминает: «Первоначально я должен был играть роль доктора Фишеля. Я догадывался, что у Алексея Учителя были мысли насчет того, что я мог бы сыграть Николая Второго, но он таким образом хотел со мной познакомиться. Мы сделали пробы в Берлине, он привез подборку своих фильмов на DVD. До этого я их не видел, но когда посмотрел, был ими невероятно впечатлен. Все фильмы Алексея Учителя рассказывают о русской истории и анализируют русские ценности. Для меня большая привилегия и большая ответственность, будучи немцем, играть российского царя. Но нужно всегда помнить о том, сколько немецкой крови текло в жилах членов русской царской семьи».

На съемках Эйдингера поразило количество непрерывных планов, которые использовал в работе над фильмом Алексей Учитель, и та мания, с которой он работал над этой картиной, добиваясь максимального совершенства в каждой сцене: «В последнее время мне часто приходится играть в фильмах, над которыми работают люди из разных культурных контекстов. Я очень рад возможности, которая у меня появилась благодаря этому фильму, познакомиться с Россией и ее историей. У меня есть ощущение, что темы, которые раскрываются в “Матильде”, подобно тем, которые есть в пьесах Шекспира, одинаково близки все людям. Все мы одинаково хорошо можем их понять. Я думаю, что этот фильм будет успешен и в немецком прокате. У меня нет никаких сомнений, что мои соотечественники разделят со мной восхищение, которое я испытываю по отношению к творчеству Алексея Учителя. Не было еще ни одной ленты, в которой я снимался, чтобы меня так часто спрашивали, когда же наконец картина выйдет на экран. Мне кажется, что этот фильм поможет нам вступить в коммуникацию друг с другом. Есть очень много поверхностных различий между тем, что происходит в России, и происходящим в Германии. Одна из проблем — медиа. Это очень хорошо, когда ты встречаешься с кем-то и избавляешься от клише и предрассудков, навязанных медиа».

Для Алексея Учителя, режиссера фильмов «Мания Жизели» о судьбе балерины Ольги Спесивцевой (главный приз фестиваля в Онфлере), «Дневник его жены» об Иване Бунине (Гран-при «Кинотавра» и три премии «Ника», в том числе за лучший фильм), «Космос как предчувствие» (главный приз Московского международного кинофестиваля, «Золотой орел» за лучшую режиссерскую работу), «Край» (номинация на премию «Золотой глобус», четыре статуэтки «Золотого орла», в том числе за лучшую режиссерскую работу), это первый фильм такого масштаба. В интервью «Эксперту» он поясняет: «Мы сшили семь тысяч костюмов для этого фильма. Мы сделали грандиозные декорации. Мы воссоздали внутреннее убранство Успенского собора Московского Кремля на бывшем военном заводе в огромном цеху — не нашли такого размера павильон. Декорация была сделана настолько подробно, что участники массовых сцен, когда попадали внутрь, не могли отличить ее от настоящего храма. Мы смотрим в сторону Голливуда, но наши специалисты при определенных финансовых условиях готовы делать вещи не хуже тех, что делаются на Западе. Это был безумно тяжелый с точки зрения реализации проект, но мы смогли его довести до конца. Для нас он длился четыре года. Один из них мы работали над сценарием. Сначала нам предложили сделать чистый байопик о Кшесинской, но мне это было не очень интересно. И мы написали новый сценарий, в котором на первый план вышел будущий император, и это уже было намного интереснее как мне самому, так и, как я полагаю, зрителю. Мы снимали практически во всех дворцах Санкт-Петербурга, в Мариинском и Большом театрах. И организационно это было очень непросто. Нам удалось собрать уникальную команду из иностранных актеров, при том что фильм снимался на русском языке и для них это было очень необычно. Было очень много нового, но это только добавляло нам энергии, чтобы сделать все на должном уровне».

Ларс Эйдингер поразил Алексея Учителя внешним сходством с Николаем II 62-02.jpg СТУДИЯ РОК
Ларс Эйдингер поразил Алексея Учителя внешним сходством с Николаем II
СТУДИЯ РОК

Снять фильм о Матильде Кшесинской Алексею Учителю предложил Владимир Винокур, который возглавляет связанный с балетом Фонд в поддержку культуры и искусства. Его жена Тамара Первакова — в прошлом балерина, а дочь Анастасия танцует в Большом театре. У Винокура был готовый сценарий, написанный Андреем Геласимовым, центральной фигурой которого была Матильда Ксешинская. За сценарий с новой концепцией взялся писатель Александр Терехов, автор романа «Каменный мост», за который он получил премию «Большая книга».

Матильду Кшесинскую сыграла молодая польская актриса Михалина Ольшанска. Она была найдена, когда съемки уже начались. В поисках главной героини с необходимыми актерскими навыками и характерной для балерины пластикой съемочная группа отсмотрела более трехсот актрис. На эпизодические роли Алексей Учитель пригласил звезд русского кино: «В кинематографе большую роль играет и репутация съемочной группы, и прежде всего режиссера. С Сергеем Гармашем и Евгением Мироновым я работал и раньше. И, наверное, они мне доверяют, соглашаясь на небольшие роли. Я сам долго сомневался, подходит ли на роль Александра Третьего такой замечательный артист, как Сергей Гармаш. Я очень люблю использовать знаменитых актеров в ролях, подобные которым они еще никогда не играли, предлагать им что-то новое, необычное. В результате в нашем фильме Сергей Гармаш сыграл роль Александра Третьего, а Женя Миронов появился в гротескном образе директора императорских театров. Не скрою, мне пришлось, уговаривать Данилу Козловского, чтобы он сыграл роль не положительного героя, как мы его привыкли видеть на экране, а скорее отрицательного, необычного. К Ингеборге Дапкунайте я пришел в театр после спектакля и предложил ей роль матери будущего императора, думая, что она мне откажет, — с учетом возраста этой героини она могла бы отказаться. Но Ингеборга согласилась, и, на мой взгляд, у нее получилась одна их лучших ее ролей в кино. Она сыграла блестяще, очень серьезно относясь к каждой строчке своего текста. Мне даже удалось уломать очень известного в мире режиссера Томаса Остермайера сыграть роль немецкого доктора Фишеля. Это его дебют в кино, а поскольку он возглавляет театр “Шаубюне”, актеры этого театра просили у меня посмотреть материал — им было интересно, каков их режиссер в качестве актера».

Бюджет фильма превысил семьсот миллионов рублей. По словам Алексея Учителя, только треть из них — бюджетные деньги. На заключительном этапе продюсерам пришлось брать банковский кредит. Часть денег была дана Фондом кино на возвратной основе. Поэтому для создателей фильма так важен как можно более широкий прокат. Двадцать шестого октября одновременно с Россией этот фильм выйдет в Германии и странах Прибалтики. Кроме того, «Матильда» будет показана в Китае. Ведутся переговоры с американцами. Вслед за фильмом выйдет сериал, который уже сейчас вызывает ничуть не меньший интерес со стороны западных телеканалов.