Новой аудитории — новое телевидение

Заур Мамедьяров
к.э.н., заведующий сектором экономики науки и инноваций ИМЭМО РАН
18 сентября 2017, 00:00

Бум сериалов стал следствием распространения новых технологий и новых бизнес-моделей доставки видеоконтента зрителю

«Игра престолов», «Миллиард», «Фарго», «Черное зеркало»

Сериалы — развлечение по-настоящему массовое. В конце августа состоялась премьера финального эпизода седьмого сезона «Игры престолов», и только в день премьеры его посмотрели 16,5 млн человек. Аудитория рекордная: до этого пальма первенства по количеству зрителей в день премьеры принадлежала финалу «Ходячих мертвецов» телеканала AMC. Но и те, кому не нравится детище Джорджа Мартина и HBO, без проблем находят зрелище по вкусу.

В прошлом веке медиамагнаты боролись за аудиторию, создавая столько газет и журналов, чтобы удовлетворить интересы даже самых небольших социальных групп. Свои СМИ были у рыбаков, охотников, любителей вязать крючком. Теперь за аудиторию борются уже производители сериалов: среди многообразия телешоу каждый может найти себе что-нибудь по душе. На телеэкраны выходит такое количество сериалов, что за их просмотром можно провести всю жизнь. В 2015 году в США в эфире был 421 сериал с оригинальным сценарием. То ест, если бы вы решили смотреть по серии нового телешоу каждый день, года бы вам не хватило — не говоря уже о том, чтобы посмотреть эти сериалы целиком. Тогда исполнительный директор FOX Джон Ландграф сделал громкое заявление: сериалов появляется столько, что больше их быть уже не может, в следующем году предстоит спад после активного роста. На следующий год Ландграфу пришлось признать ошибку: число сериалов выросло до 455.

Будущее за онлайном

Мировые тренды на рынке производства сериалов задают медиакомпании США. Из первой тридцатки популярных телешоу 2016 года 27 — американского производства (еще два — японского и один — южнокорейского). Впрочем, европейские страны тоже создают сериалы, которые становятся популярными за рубежом. Особенный успешны британские сериалы: российским зрителям хорошо известны «Аббатство Даунтон» BBC, «Черное зеркало» British Channel 4, «Отбросы» канала E4.

Изобилие сериального контента привлекает к теле- и компьютерным экранам все больше зрителей, что приводит к стремительному увеличению прибыли телеканалов. По популярности и прибыльности телевидение и стриминг вместе уже обгоняют кинотеатры. Как ожидает исследовательская компания PwC, только в США доход от домашних видеосервисов (включая телевидение и стриминговые сервисы) в 2018 году составит 17 млрд долларов, а от кинопоказов — только 12 млрд долларов. При этом еще четыре года назад домашним видеосервисам, казалось, было не угнаться за доходами больших экранов: в 2013 году киноиндустрия США заработала 10,8 млрд долларов, а домашние видеосервисы — всего 7,3 млрд.

Бурному росту производства сериалов способствует развитие интернет-телевидения — сервисов «видео по запросу» (video-on-demand, VOD), в частности гигантов Netflix и Amazon. При использовании этих сервисов абонент сам выбирает фильмы и программы, которые хочет посмотреть; кроме того, эти платформы предлагают и потоковое вещание. С каждым годом они создают контент все быстрее, в то время как базовые кабельные каналы, наоборот, снижают темпы производства.

«Видео по запросу» представлено в основном американскими компаниями: Netflix, Amazon, Hulu Plus, и именно в США дистрибуция контента через эти сервисы наиболее распространена. Более 40% американских семей подключены к одному из сервисов «видео по запросу», а 13% семей подписаны сразу на несколько платформ. Такие платформы показывают наиболее высокие темпы роста среди всех прочих видеосервисов: в 2013 году в США их прибыль составляла 3,3 млрд долларов, а к 2018-му, как ожидается, вырастет до 10,1 млрд. США задают глобальный тренд рынка развлечений и сопутствующих им технологий, поэтому схожие явления будут наблюдаться в большинстве развитых стран. В 2016 году по всему миру платформы «видео по запросу» уже заработали 16,3 млрд долларов.

Бизнес-концепция сервисов «видео по запросу» проста: за ежемесячную плату зрители получают доступ к предлагаемому контенту без рекламы. Встречается и смешанная модель, например Hulu Plus: его абонентская плата ниже, чем у конкурентов, зато небольшое количество рекламы сервис все же показывает. Пока неясно, какая модель потребления возобладает — подписка без рекламы или подписка вместе с рекламой. Сегодня рынок стремительно растет и компании способны получать прибыль, даже ориентируясь только на подписку без рекламы. Но когда рынок насытится, стриминговые сервисы могут столкнуться с необходимостью увеличить абонентскую плату или начать сотрудничать с рекламодателями. Так или иначе, подписка на стриминговые платформы существенно дешевле, чем у традиционных операторов кабельного ТВ. Прежде всего потому, что число подписчиков у последних падает, а следовательно, теряется фактор экономии на масштабе. Между тем операторы кабельного ТВ несут значительные издержки, развивая и поддерживая инфраструктуру доступа клиентов, а также оплачивая каналам их присутствие в пакетах, предложенных подписчикам. При этом разрыва в качестве контента фактически нет.

«Мир Дикого Запада», «Твин Пикс», «Молодой папа», «Большая маленькая ложь» 40-02.jpg
«Мир Дикого Запада», «Твин Пикс», «Молодой папа», «Большая маленькая ложь»

Смотрите в следующей серии

«Видео по запросу» ориентировано в первую очередь на молодую аудиторию, пользующуюся современными гаджетами: большая часть пользователей — люди младше 34 лет. Это искушенная аудитория: ей неинтересны обычные телепрограммы, фильмы она часто просто «пиратит». Производители «видео по запросу» сделали ставку на сериалы — и не прогадали. За этим трендом последовали и кабельные телеканалы, чтобы не отставать от более активных стриминговых сервисов.

Самый известный производитель сериалов среди интернет-сервисов —Netflix. Поначалу компания специализировалась на продаже и прокате фильмов на DVD, но в 2007 году расширила бизнес, внедрив потоковое вещание. Популярность Netflix растет огромными темпами: с 2012 по 2015 год число подписчиков сервиса выросло почти втрое, с 26,5 млн до 69 млн пользователей. В первом квартале 2017-го подписчиков Netflix в США было больше, чем у всех кабельных каналов вместе взятых: 58,85 млн против 48,61 млн. Рыночная капитализация компании растет еще быстрее — с 3,3 млрд долларов в 2013 году до 75,4 млрд в 2017-м году. Сегодня Netflix производит больше телешоу, чем кто бы то ни было: в год компания выпускает 71 сериал с оригинальным сценарием и заставляет конкурентов опасаться возникновения монополии на рынке.

В погоне за аудиторией приглашаются лучшие голливудские и европейские сценаристы, известные киноактеры и режиссеры — всё для того, чтобы предложить публике видеоконтент, достойный их времени и экранов их гаджетов (разумеется, оснащенных Full-HD и прочими техническими новинками). Голливуд переезжает на телеэкраны: на ТВ можно увидеть звезд, которые раньше появлялись только в кино. Кевин Спейси играет главную роль в «Карточном домике», Риз Уизерспун снялась в мини-сериале «Большая маленькая ложь», Джуд Лоу — в «Молодом папе» Паоло Соррентино. Да и Дэвид Линч, в этом году запустивший продолжение культового сериала 1990-х «Твин Пикс», в представлении не нуждается.

Впрочем, мы еще только на первых этапах возникновения нового телевидения. Внедрение технологий 5G подтолкнет дальнейшее распространение видеоконтента, значительно его ускорив, что решит проблемы, все еще возникающие при просмотре видео на мобильных гаджетах.