«Зарядье» — первый крупный парк, построенный в Москве за несколько десятков лет. Проект крайне амбициозен: власти предполагали построить новаторский парк, стоящий в одном ряду с лучшими мировыми аналогами. Окончательный бюджет стройки составил 14 миллиардов рублей, что втрое больше оценок 2013 года.
Парк задуман как круглогодичный и бесплатный (за исключением павильонов). Но уже сейчас речь идет о введении санитарного дня, когда он будет закрыт для регенерации растительного покрова. Дело в том, что парк уже сейчас не справляется с наплывом публики: за первые три дня было вытоптано 10 тысяч растений.
Открытый 9 сентября, парк вызвал ажиотажный интерес. Во многом это связано с местоположением — он находится прямо у Кремля на месте снесенной гостиницы «Россия». Другая причина — острый дефицит современных общественных пространств. В дискуссиях по поводу парка спорящие полагаются на критерий «нравится — не нравится». Знание истории проекта и замысла архитекторов позволяет посмотреть на «Зарядье» под другим углом.
Парк волею случая
Новый парк у стен Кремля — результат удивительного стечения обстоятельств. Район Зарядья очистили от исторической застройки в 30–40-х годах прошлого века, но ни одно из запланированных гигантских зданий (здание Наркомтяжпрома, а потом и восьмая сталинская высотка) так и не было построено. В середине 1960-х здесь появилась крупнейшая в мире гостиница «Россия» на 2700 номеров. Но в середине 2000-х отель был закрыт — застройщики смогли убедить власти Москвы, что гостиница устарела морально и столь престижное место следует застроить заново.
В 2004 году конкурс на застройку участка в Зарядье выиграл главный девелопер лужковских времен Шалва Чигиринский. Его план застройки Зарядья предполагал возведение 400 тыс. квадратных метров коммерческой недвижимости по проекту английского архитектора Нормана Фостера. Но и Чигиринскому не удалось справиться с духом места: он рассорился со столичным правительством и уехал в Лондон. В Зарядье же остались останки недодемонтированной «России».
Новый мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году планировал построить в Зарядье Парламентский центр или, опять-таки, гостинично-деловой комплекс уже с новыми инвесторами. Однако и этот проект затормозился. «В начале 2010-х на повестке дня был полный коллапс дорожного движения в Москве. Ситуация постоянно ухудшалась, и Собянин, естественно, боялся, что новый деловой комплекс рядом с Кремлем остановит движение совсем», — рассказывает один из чиновников столичного правительства.
Неожиданно для многих в январе 2012 года с идеей ничего не строить в Зарядье и разбить на этом месте парк выступил Владимир Путин, тогда премьер-министр России. Собянин с ним тотчас же согласился. По одной из версий, идею парка премьер-министру выгодно преподнес выдающийся урбанист Вячеслав Глазычев. По другой — сказалась активная деятельность девелопера Андрея Гринева, который, пропагандируя идею парка в этом месте, развернул движение «Друзья Зарядья» по подобию нью-йоркского «Друзья Хай-Лайн». Нью-Йоркским «друзьям» удалось отстоять железнодорожную эстакаду на Манхэттене и превратить ее в один из самых необычных парков последнего десятилетия в мире.
В 2012 году спешно был организован открытый всероссийский конкурс идей для парка. Он был проведен крайне непрофессионально и не дал результатов, но «закрепил» за местом функцию парка. А в 2013 году прошел, пожалуй, самый интересный за последние десять лет международный архитектурный конкурс на концепцию парка, в котором участвовали шесть консорциумов. Задача ставилась серьезная: создать парк мирового уровня, новую московскую достопримечательности. Победителем был признан проект консорциума, возглавляемого американским архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro — именно это бюро разрабатывало проект парка Хай-Лайн в Нью-Йорке.
Авторы проекта-победителя предложили парк «на принципах
природного урбанизма, когда создаются гибридные ландшафты, где соседствуют природная и застроенная среда». Парк включает в себя четыре знаковых типа российского ландшафта: тундру, степь, лес и болото. Крытые пространства прячутся в ландшафте, так что можно максимизировать размер общественного пространства на поверхности. Предлагался и ряд технологических новаций: так, американцы поразили жюри предложением создать искусственный микроклимат в разных частях парка за счет регулирования температуры, управления ветром и имитации естественного света.
Судьба проектов иностранных архитекторов в России за редким исключением очень трудна. В парке «Зарядье» удалось вплоть до завершения проекта сохранить и команду иностранных архитекторов, и главные идеи концепции, несмотря на охлаждение отношений между странами после 2014 года. «История парка “Зарядье” — это цепь совпадений, которые вряд ли где-нибудь повторятся. Шанс, что это место не будет застроено, а станет общественным пространством, был один к миллиону, — говорит один из столичных архитекторов. — Счастливым образом сработала масса факторов: от проблем девелоперов и неожиданного решения Путина до удачного архитектурного конкурса. Зная, как устроена российская стройка, почти подвигом выглядит и то, что такой сложнейший проект был реализован всего за два с половиной года».
Не парк
Построенный парк неоднозначен и вызывает массу разнообразных ощущений. Первое впечатление: мало деревьев, это совсем не похоже на парк. Власти отчитываются, что высажено более миллиона растений, но деревьев из них чуть более 700. Да, есть березовая роща и смешанный лес. Но основная масса зелени — это травы и кустарники. В целом «Зарядье» мало похож на привычный всем российский парк-лес с дорожками и лавочками.
Однако, вспоминая концепцию «Зарядья», понимаешь, что парк-лес никто и не обещал. В победившем на конкурсе проекте речь шла о парке нового типа в стиле «природный урбанизм». «Для меня “Зарядье” — это не привычный парк, а манифест, декларация возможности симбиоза города и природы. Обычно между ними есть жесткая граница: природа — в резервации, а город на нее наступает. “Зарядье” — это попытка сделать гибридное природно-городское пространство», — говорит архитектор Тимур Башкаев.
Как это реализовано на практике? Парк представляет собой сложный слоеный пирог. На нижнем уровне, использующем фундаменты сталинской высотки и гостиницы «Россия», которые так и не смогли демонтировать, размещена огромная автостоянка. Выше — несколько зданий, словно домики хоббитов спрятанных в искусственном рельефе: два ресторана, медиацентр, образовательный кластер. Сам парк разбит на огромной, сложной по конфигурации кровле этих зданий. Для этого было насыпано полтора-два метра земли. Толщина всего «пирога» — от уровня подземной парковки до вершины холма достигает 28 метров.
Главный объект парка — филармония. Это единственное здание, расположенное над поверхностью земли, в дальней от Кремля части территории. Филармония появилась в проекте парка, по сути, случайно: она была обещана властями как компенсация за снесенный концертный зал гостиницы «Россия». Филармония будет достроена через год, но уже сейчас как объект она частично начала работать: к ней пристроено два амфитеатра: один уже используется для концертов, второй — для кинопоказов и лекций.
На крыше филармонии расположена одна из главных достопримечательностей парка — «стеклянная кора». Это крупнейшая в мире светопрозрачная конструкция без ограждающих стен с применением солнечных батарей. Ее площадь — более восьми тысяч квадратных метров. Под огромной стеклянной кровлей будет создаваться искусственный микроклимат для вечнозеленых тропических растений.
Другая достопримечательность — «парящий мост», нависающая над рекой v-образная пешеходная эстакада — смотровая площадка. Он имеет 70-метровую консоль, что позволяет включить его в Книгу рекордов Гиннеса. Мост наряду с амфитеатром и высоким холмом тундры — главное пространством для селфи. В первые дни там себя фотографировали на фоне Кремля не менее ста человек одновременно. Под мостом сделан дополнительный уровень набережной c выходом к воде, причалом, кафе и магазинами.
Мост, «стеклянная кора», а также параметрическая криволинейная архитектура павильонов весьма эффектны. Они построены в расчете на wow-эффект, чтобы удивлять и вызывать эмоции. Это направление в мировой архитектуре было очень популярно до кризиса 2008 года, а сейчас в моде скорее темы экологии и социальной ответственности. «Проект “Зарядья” далек от моей эстетической системы, но не это важно. Это единственный российский проект, который имеет смысл рассматривать в ретроспективе и перспективе истории мировой архитектуры, — говорит директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбитская. — Да, мир проходил архитектуру аттракционов большей частью в 1990-е годы. Но мы отстали, пропустили этот этап. А он весьма важен, потому что именно в период роскоши нарабатываются технологические инновации, которые потом удешевляются и тиражируются. Проектом “Зарядья” мы проходим пропущенный этап. Без этого невозможен качественный переход к следующей фазе развития, которая будет связана с социально-ориентированной архитектурой».
Обычный парк, как правило, содержит малолюдные пространства, где можно уединиться. Парк «Зарядье» не таков: это крайне насыщенное пространство. И дело не только в небольших размерах парка — его площадь 10 га, он в 10 раз меньше, чем Парк Горького. Большая насыщенность развлекательными и образовательными функциями — одна из особенностей «Зарядья». В медиацентре размещены несколько интерактивных аттракционов, например «Полет над Россией» и «История Москвы». В двух павильонах находится ресторан и фудкорт.
Создан и подземный музей, посвященный истории Зарядья. Там можно увидеть фрагмент Китайгородской стены XVI века, таможенные печати и монетные клады, а также фрагменты древней деревянной мостовой, найденные при строительстве.
В образовательном комплексе «Заповедное посольство» кроме аудиторий, конференц-зала и трех лабораторий размещена ледяная пещера. В ней на площади 1000 квадратных метров раскинулась инсталляция-лабиринт, посвященная Русскому Северу, с круглогодичной минусовой температурой.
Нужна ли такая высокая плотность развлечений и других функций в парке «Зарядье» — вопрос дискуссионный. В первые дни работы парка поток публики слишком велик. И это при том, что часть павильонов не работает и культурная программа еще не запущена. Однако нет сомнения, что в «Зарядье» намеренно создавали столь насыщенное пространство. «Крупные города идут по пути наращивания плотности функций — это неизбежно. “Зарядье” изначально проектировался как интенсивный парк. Городская часть обеспечивает большое количество функций и возможностей, природная — высокую насыщенность впечатлениями», — говорит Тимур Башкаев.
Увеличенные размеры застройки, пожалуй, одно из немногих отступлений от американской концепции, победившей на конкурсе. Все-таки в процессе проектирования заказчик настоял, чтобы «городская» часть была увеличена. И, наверное, с этим и связано ощущение, что «природы мало». Особенно это чувствуется в прибрежном кластере.
Есть и другое отклонение от концепции. Инновационных открытых территорий с искусственным микроклиматом, предлагавшихся в начальном проекте американцев и так поразивших всех на конкурсе, сейчас в «Зарядье» нет — они оказались слишком дорогими для реализации. Их отсутствие, насколько это возможно, компенсировано зонами «Ледяная пещера» и «Стеклянная кора» — в них тоже создан искусственный климат, но они находятся под крышей.
В целом парк «Зарядье» оказался необычным, сложно устроенным и очень разнообразным пространством. Но это не парк в привычном понимании, а скорее природно-развлекательно-образовательное общественное пространство.
Незаурядье
«Зарядье» вызвало ожесточенные споры в интернете. Критикам не нравится архитектура отдельных зданий и бюджет проекта, качество реализации и изменившиеся виды на Кремль. Градус дискуссии можно объяснить расколом в обществе и уникальным расположением: близость Кремля действует как микроскоп, многократно повышающий внимание к любой детали.
Но есть еще один важный аспект. Сейчас много говорится об инновациях и рисках нарастания отставания России от передовых стран в силу изоляции. Так вот, парк «Зарядье», несмотря на все недочеты, — это очевидный инновационный продукт. Такого рода общественных пространств в России еще не было. И уже в силу экспериментального характера он не может не вызывать критики.
Новаторский проект, увы, предполагает значительное число шероховатостей. Речь идет даже не о строительных недоделках и невысаженных растениях — все достроят и довысадят. В таком большом и сложном проекте почти невозможно просчитать все нюансы. Например, кажется спорной идея создания степи и тундры. В концепции она выглядит привлекательной, но сразу представляются московская осень–зима: в этот период это будет просто грязный пустырь.
За критикой парка важно не забывать несколько моментов. Первое: сам факт создания большого общественно кластера у Кремля беспрецедентен. Ни для кого не секрет, что в Москве крайне сильно строительное лобби. В большинстве случаев девелоперский бизнес достаточно легко заходит на общественную территорию и «съедает» ее, превращая в капитал. Здесь уникальная обратная ситуация: был отменен проект сверхприбыльной коммерческой застройки. Вместо него возникло общественное пространство.
Второе: реализация такого крупного и сложного проекта в короткие сроки сама по себе важный факт. «Для меня “Зарядье” — это индикатор того, что страна может реализовывать проекты такого уровня сложности, что есть мобилизационный ресурс (инженеры, архитекторы, управленцы) для этого. Этот ресурс может быть направлен на реализацию других проектов», — говорит Ирина Ирбитская.
Третье: сейчас многое говорится о соревновании стран и городов за людей и капиталы. Очевидно, что одна из причин оттока образованной молодежи из России — скатывание страны в архаику, отставание от передовых городов. Амбициозные проекты, подобные «Зарядью», говорят: «Изменения происходят, Россия в тренде».