Арктическое измерение

Вадим Пономарев
25 сентября 2017, 00:00

Ямал открыт для созидательного диалога со всем миром, и этому партнерству не мешают антироссийские санкции

АНДРЕЙ ТКАЧЕВ
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин

В конце августа в России под эгидой Совета безопасности РФ состоялась седьмая международная встреча представителей государств — членов Арктического совета и государств-наблюдателей, в которой приняли участие более ста представителей правительственных и научных кругов из пятнадцати стран. Местом ее проведения стал поселок Сабетта на Ямале.

По мнению губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина, выбор точки пересечения мировых интересов закономерен. В Сабетте уже работает международный морской порт, реализуется масштабный энергетический проект «Ямал СПГ», объединивший интересы многих государств. Управленческие инновации самого региона известны далеко за пределами Арктического круга.

— Основной темой встречи в Сабетте стало обсуждение международного сотрудничества в целях эффективного и безопасного освоения энергоресурсов Арктики. Чем ценен ямальский опыт в этой сфере?

— Вся история освоения ямальской Арктики связана с инновационными шагами и решениями. У нас есть опыт, компетенции, а сегодня уже и технологии производства — уникальные для мировой промышленности. Ямал открыт для созидательного диалога со всем миром, и этому партнерству не мешают внешние санкции. На ямальской земле мы выстроили такие отношения, которые позволяют вести непрерывный диалог государственных структур, компаний-недропользователей, в том числе иностранных, и населения.

На рабочей встрече в Сабетте зарубежные коллеги приводили в пример наш совместный опыт экологических и социальных проектов, научного сопровождения производственной деятельности. Мировая общественность изучает нашу национальную политику по сохранению традиционного уклада жизни коренных народов Севера. У нас численность аборигенного населения с каждым годом растет — нигде в мире такого нет. Ямальцы участвуют в сессиях Постоянного форума по вопросам коренных народов ООН и в заседаниях рабочих групп по вопросам защиты прав коренных народов мира. А в августе этого года на заседании в Швеции представитель Ямала был избран президентом Ассоциации оленеводов мира.

Безусловно, наша жемчужина — проект «Ямал СПГ» — в Сабетте многих гостей поразил. За пять лет на труднодоступной арктической земле появился уникальный в мировых масштабах промышленный гигант по производству СПГ и многофункциональный морской порт Сабетта, который уже стал международным.

— Минтранс убежден, что через десять лет грузооборот Северного морского пути вырастет в десять раз — до 70 миллионов тонн в год и более. Готовы ли вы к роли одного из международных центров не только энергетики, но и логистики?

— Мы готовы давно и шли к этому, стратегически выбирая опорные точки развития полуострова Ямал. Географическое расположение делает Ямал новым логистическим хабом для освоения Северного морского пути. Его основой является транспортный проект «Энергия Арктики» — это строительство железнодорожной магистрали «Северный широтный ход», участка Бованенково—Сабетта и развитие международного морского порта Сабетта. Созданный транспортный коридор даст возможность вывоза грузов с новых, пока труднодоступных месторождений, откроет Северный морской путь для продукции российских предприятий из многих регионов страны. Выиграют как экспортеры, так и импортеры. В связи с этим договоренность глав России и Китая о развитии проекта «Один пояс — один путь» совместно с Северным морским путем представит совершенно новые горизонты для многих стран мира. Скажу больше: сегодня уже многие международные партнеры намерены участвовать и в развитии полуострова Гыдан, где начинается строительство завода «Арктик СПГ — 2» на морских платформах в акватории Карского моря.

Промышленное развитие Арктики — это заведомый риск. Никто не имел дела с ликвидацией последствий экологических бедствий в северных морях, но многие сегодня прогнозируют их масштаб. По этой причине суть обсуждений в Сабетте так или иначе сводилась к экологической безопасности?

— Природосбережение для нас уже не намерение, а рабочий принцип, выстроенная система. Экологичность производств, квалификация специально созданных служб и мониторингов для крупнейших в России и за рубежом компаний ТЭК — это репутация и знак качества на мировом рынке. Хочу привести в пример другую часть нашей совместной работы. В этом году благодаря компенсационным выплатам компании «НоваТЭК» мы запустили единственный в Арктике Собский рыбоводный завод для восполнения водных биоресурсов. Проектная мощность предприятия — 140 миллионов мальков ценных пород рыб в год. Свыше 23,5 миллиона молоди сиговых рыб уже выпущены в Обь.

Компании ТЭК также приняли активное участие в очистке от промышленных отходов самой северной точки Ямала — острова Белый. Сегодня там работает круглогодичный научный стационар для ученых всего мира.

Выходим на остров Вилькицкого в Карском море экологическим десантом. Могу много рассказывать про совместные научные проекты. В этом полевом сезоне у нас работали ученые из Германии, Израиля, Франции и Мексики. В отдельных исследованиях задействованы партнеры из Великобритании, Канады, Нидерландов. Ямальские исследователи также принимают участие в полевых работах за рубежом, в частности в Норвегии. В рамках международной научной программы PEEX, учрежденной Россией, Китаем и Европой, в округе создается международная исследовательская станция для мониторинга климата. Вместе с Всемирным фондом дикой природы ведутся наблюдения за малоизученной карской популяцией белого медведя.

— И все эти проекты поддерживают компании ТЭК?

— Абсолютно все. Но не только экология в приоритете. Предприятия берут на себя значительную социальную нагрузку, вкладывая средства в строительство детских садов, обустройство школ, центров для одаренных детей, открывая профильные образовательные учреждения, поддерживая общественные организации коренных народов. На Ямале действует система региональных льгот, которые мы предоставляем компаниям в период их становления и развития, для инвестирования средств в производство. Но затем, мы это четко понимаем, компания в рамках заключенных с регионом соглашений все наши льготы возвращает в виде налогов и социальных обязательств. Такое отношение региона к предприятиям ТЭК послужило подспорьем, когда отрасль попала под санкции и переживала последствия падения рынка углеводородного сырья.

— Вы неоднократно говорили, что дно кризисных явлений и бюджетных сокращений пройдено. На чем основана эта уверенность?

— Все, что мы планировали в рамках социально-экономической стратегии развития округа, сегодня успешно реализуется. Совсем скоро мы введем первые мощности «Ямал СПГ», мы видим высокий интерес мировых компаний к проекту «Арктик СПГ — 2» на Гыдане. Скажу больше, мы уже просчитываем проект СПГ-3.

Совсем недавно мы вновь сверяли планы реализации инфраструктурного проекта строительства Северного широтного хода и участка железной дороги Бованенково—Сабетта с министром транспорта РФ Максимом Соколовым. У меня нет никаких сомнений, что государственные задачи, поставленные перед регионом, мы выполним.

Пополнение бюджета Ямала за счет ввода новых объектов мы уже видим. Рост доходов и налоговых поступлений позволят нам планировать развитие территории, выполнять социальные обязательства перед жителями. Могу сказать точно, что главную проблему Севера — переселение из ветхого и аварийного жилья, признанного таковым и после 2012 года, — мы решим. И сделаем это, опираясь на консолидированный бюджет автономного округа.