Организация Соединенных Штатов

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
25 сентября 2017, 00:00

Дональд Трамп затеял глобальную реформу ООН. Его цель — превратить эту организацию в штамповочный отдел Госдепа

ТАСС
Дональд Трамп хочет реформировать ООН по-американски
Читайте Monocle.ru в

Организация Объединенных Наций чем-то похожа на российский футбол. Все (даже те, кто в футболе не разбирается) наглядно видят, что система не работает. Все согласны с тем, что система нуждается в глубоком реформировании. Однако в полном соответствии с принципом «два юриста — три мнения» у каждого есть свой взгляд на то, каким образом должна быть проведена эта реформа. И поскольку эти мнения зачастую не просто разные, но и противоречащие друг другу, никакой серьезной реформы ООН так и не произошло. В результате организация, имеющая огромный потенциал в деле поддержания мира и безопасности, до сих пор работает вхолостую.

Сейчас лидерство в деле реформирования ООН пытаются взять на себя США. Президент Дональд Трамп выступает не только с вполне обоснованной критикой работы организации, но и предлагает рамочные варианты ее реформирования. Вашингтон уже подготовил декларацию о принципах реформирования ООН, которую подписало почти две трети стран — членов организации. Однако России среди них нет. Причин этого нигилизма несколько, но главная из них — Кремль подозревает, что вся американская инициатива по реформированию ООН затеяна для того, чтобы сделать ее не эффективным инструментом поддержания мира и порядка, а штамповочным бюро, которое будет одобрять все действия Вашингтона. И главная задача в американском проекте реформ — изменить порядок голосования в Совете Безопасности.

Организация объединенных бюрократов

Дональд Трамп называет ООН крайне неэффективной организацией, на которую даже жалко тратить деньги. «Бюджет ООН увеличился на 140 процентов, а число сотрудников возросло более чем в два раза с 2000 года. Мы не видим результатов, соответствующих этим инвестициям», — возмущается американский президент. И с ним не поспоришь. Бюджет организации составляет почти пять миллиардов долларов, в ней работает почти 60 тыс. человек (из которых более 40 тыс. — в секретариате), но реально работают лишь некоторые органы, наподобие ЮНЕСКО. Многие эксперты пишут о колоссальной бюрократии в организации, за «просиживание штанов» в которой отслужившие там сотрудники получают колоссальные пенсии.

Поэтому когда американский президент, не сумевший осушить «вашингтонское болото», решил взяться за осушение болота нью-йоркского, многие поддержали эту инициативу. Для начала Соединенные Штаты подготовили рамочную декларацию из десяти пунктов, которую предложили подписать всем странам. На первый взгляд это обычная декларация, составленная по принципу «мы за мир во всем мире». В ней выражается поддержка предложенных генсеком ООН реформ, включая меры по набору профессиональных кадров и бюджетной оптимизации, предлагается исключить дублирование функций между различными структурами ООН, а также прописаны иные обтекаемые и благостные формулировки. Под этой декларацией подписалось почти 130 стран, однако там нет подписей как минимум трех стран — членов Совбеза: России, Китая и Франции. А все потому, что эти государства (прежде всего Россия) прекрасно понимали смысл подписания этой декларации.

Во-первых, как верно отмечают российские дипломаты, реформа ООН должна проходить не через подписание странами подготовленной в США декларации (и тем самым фактически признание американского лидерства в этом сложном деле), а через многостороннее обсуждение с участием уважаемых государств. По сути, лидерство в деле реформы должны разделить все пять постоянных членов Совета Безопасности, ведь, в конце концов, по процедуре именно им и принимать решение об этой реформе. Если хоть один из постоянных членов применит право вето, реформы не будет. Во-вторых, широкие формулировки в тексте резолюции оставляли не менее широкий простор для трактовок и злоупотреблений. Например, пункт № 6 об исключении дублирования функций между структурами ООН. Где гарантия, что США (имеющие большой опыт в деле нужной им трактовки резолюций — взять хотя бы историю с бесполетной зоной над Сирией) не станут трактовать его как необходимость передачи ряда вопросов из компетенции Совбеза в компетенцию Генеральной Ассамблеи? И не будут трактовать подпись всех стран под резолюцией как согласие с такой позицией?

Таких гарантий нет, ведь все понимают, что вся идея с реформой ООН была во многом затеяна для реформы Совета Безопасности.

Москва против

Цель американских реформ — сделать ООН не эффективной, а послушной. Да, раньше это было не нужно — США могли вторгаться в Ирак и без санкции ООН. Однако сейчас ситуация изменилась: мир стал более многополярным, а Соединенные Штаты после целой череды внешнеполитических поражений растеряли свою мощь. Поэтому им стало нужно одобрение их действий в ООН. Однако до тех пор, пока Россия обладает правом вето в Совете Безопасности, карт-бланша у Соединенных Штатов не будет.

Для того чтобы обезвредить Москву, предлагаются несколько вариантов. Среди них, например, изменение применения права вето — для выбрасывания предложения в помойку нужно будет, чтобы его заветировало не одно, а два государства. Да, среди противников американских инициатив есть еще Китай, однако все прекрасно понимают, что Пекин проявляет гораздо меньшую, чем Москва, активность в тех вопросах, которые не касаются сферы влияния КНР, то есть Юго-Восточной Азии. Еще одно предложение — вообще отменить право вето, дабы все вопросы решались исключительно большинством в Совбезе. Ну и третий вариант — тот самый вывод из компетенции Совбеза ряда вопросов и перевод их в ведение Генассамблеи (где США могут обеспечить большинство голосов нужным для них инициативам).

Москва, понятно, категорически против даже намеков на такие реформы. «Реформа ООН имени Трампа нам представляется неким знаковым в их системе координат шагом к однополярному мироустройству и к снижению роли ООН в формируемой сегодня архитектуре двадцать первого столетия», — отметил глава комитета по международным делам Госдумы Леонид Слуцкий. Поэтому задачей Соединенных Штатов — «раскачка» российской позиции. Например, через десакрализацию ООН и дискредитацию России.

Поскольку позиция Москвы во многом зиждется на незыблемости принципа постоянного членства, США взывают к справедливости и к расширению Совбеза за счет включения в него новых государств, прежде всего Германии, Индии и Японии. Причем включении их именно как постоянных членов. Эта идея, естественно, пользуется всесторонней поддержкой кандидатов и активно муссируется. Правда, Кремль избрал верный вариант защиты: формально не возражая против расширения (даже прописывая готовность к этому в различных документах) дабы не портить отношения со всеми этими странами, Россия «делегировала» право возражать против их включения другим государствам. Всем очевидно, что тех же Японию и Индию в Совбез не пустит Китай, а Германию — Франция.

Москва — за

Что же касается дискредитации, то этим Трамп занимается не лично (на том же выступлении в ходе Генассамблеи он, в отличие от Барака Обамы, не костерил Россию, а даже поблагодарил ее за помощь в принятии резолюции против КНДР). Американский президент передал это почетное право своей клиентеле, прежде всего президенту Литвы и лидеру Украины. С трибуны ООН Даля Грибаускайте возмущалась, что некоторые страны злоупотребляют правом вето при покрывательстве авторитарных режимов, грубых нарушениях международных принципов, незаконной оккупации и агрессии против суверенных государств. Естественно, речь идет о России, которая, по мнению Грибаускайте, занимается не стабилизацией мира, а наоборот, дестабилизацией. «Несмотря на то что обязанности России как постоянного члена Совбеза, — защита мира во всем мире, она напала на Грузию, незаконно аннексировала Крым и напрямую принимает участие в войне на востоке Украины, нарушая Хартию ООН», — говорит Грибаускайте. «Захват земли другого народа… похищения людей… ведение скрытой войны… сбивание гражданского самолета… распространение лжи по всему миру — это поведение подходит постоянному члену Совета Безопасности? Россия является не контрибутором международной безопасности, а ее наибольшей угрозой», — уверяет украинский президент Петр Порошенко.

Кремль на эти заявления смотрит с юмором: все, кто занимается международными отношениями, понимают, что именно Россия в последние годы была наибольшим контрибутором в деле международной безопасности. Именно российское вето не допустило полномасштабной войны на Украине, региональной войны на Ближнем Востоке (которая началась бы с Сирии) и ядерной войны на Корейском полуострове. В нынешнем мире хаоса, политического авантюризма и безответственности Россия громче всех выступает за восстановление мирового порядка и баланса сил, приоритета международного права и уважения к суверенитету других стран. И постоянно говорит, что лучшим вкладом в дело укрепления ООН будет не реформа Совбеза, а отказ Соединенных Штатов и некоторых других стран от подрыва авторитета этой организации, следование нормам, прописанным в уставе ООН. Тогда, возможно, появится шанс, что страны — члены организации научатся наконец играть в пас, защитят ворота международной стабильности и забьют гол международному терроризму и иным глобальным угрозам.

(О реформе ООН читайте также на стр. 10.)