Полный комплект

Евгений Гайва
25 сентября 2017, 00:00

Фонд развития промышленности начал предоставлять кредиты под минимальный процент — так он надеется запустить второй этап импортозамещения

Первый заем в 200 млн рублей по беспрецедентно низкой ставке 1% годовых Фонд развития промышленности (ФРП) одобрил Костромскому заводу автокомпонентов. По мнению экспертов, такие займы необходимы целому ряду отраслей, где рост цен на продукцию на протяжении нескольких лет отстает от среднего показателя инфляции. К тому же кредитование под низкую процентную ставку необходимо для перехода от сборочных производств к настоящей локализации.

Не просто детали

Средневзвешенная процентная ставка по кредитам для нефинансовых организаций, по данным Банка России, в июле 2017 года составила 9,86% годовых. Фонд развития промышленности Минпромторга выдаст Костромскому заводу автокомпонентов деньги на первые три года под 1% годовых и еще на два последующих года под 5%.

«В условиях замедления инфляции снижение ставок по кредитам вполне закономерный процесс, — комментирует новую программу ФРП заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. — При этом надо понимать, что в отдельных сегментах экономики ситуация может кардинально отличаться от общей ситуации. Цены здесь могут давно не расти, даже может наблюдаться отрицательная инфляция, и тогда снижение ставок по кредитам для таких сегментов тем более актуально».

Особенность предоставляемого займа не только в низкой процентной ставке. ФРП в этом году начал реализацию программы «Комплектующие изделия». Она предполагает льготное софинансирование проектов, направленных на модернизацию или организацию производства комплектующих изделий, повышающих уровень локализации конечной российской продукции.

В частности, проект костромского предприятия общей стоимостью 432 млн рублей связан с созданием производства гильз цилиндров до 580 тыс. штук в год и поршневых пальцев до 1,25 млн штук в год. Все это нужно для дизельных двигателей. Ранее, в 2015-м, ФРП уже предоставлял этому заводу заем в 300 млн рублей под 5% годовых для расширения производственных мощностей для выпуска поршней и поршневых колец.

Вроде никакой патетики, обычные комплектующие — но именно такая продукция сейчас крайне необходима для развития отечественного машиностроения. «В машиностроении у нас преобладают сборочные производства, которые сидят на импортных комплектующих», — констатирует Владимир Сальников. При этом многие иностранные компании открывают сборочные производства с минимальным уровнем добавленной стоимости — просто для того, чтобы ставить лейбл «Сделано в России» и потом участвовать в каких-то тендерах, добавляет эксперт.

Новая программа ФРП призвана скорректировать ситуацию. «Привлечение средств фонда позволит нам создать в России производственные мощности для автокомпонентов цилиндро-поршневой группы конвейерного уровня качества, реализовать собственную программу импортозамещения и существенно увеличить экспорт этой продукции», — говорит заместитель гендиректора Костромского завода автокомпонентов Денис Шмигель.

Импортозамещение в новой фазе

Нехватка российских комплектующих наблюдается во многих отраслях. Например, отечественные производители выпускают вполне современную востребованную мебель, копируют импортные образцы. Но из-за рубежа для наших диванов и шкафов поставляются не только идеи, но и ножки, фронтоны, фурнитура, шарниры и прочие части мебели. Даже лаки, краски и текстиль для обивки зачастую импортные.

В текстильной промышленности тоже испытывают острую потребность в комплектующих, которые не производятся в России: заклепки, молнии, пуговицы, нити — все это часто зарубежного производства. Схожая ситуация в сельском хозяйстве: доля импортных составляющих в производстве мяса птицы достигает 70%. Российские производители в основном работают на зарубежном оборудовании, используют иностранные продукты селекции, инкубационное яйцо, ветеринарные препараты и витамины.

Так что процесс импортозамещения закономерно должен выйти на новый уровень. «Мы не то чтобы завершили первую фразу, но уже прошли довольно большой путь в направлении создания сборочных производств, и сейчас действительно актуально развитие следующего этапа передела продукции», — говорит Владимир Сальников. В мировой практике освоение технически сложных товаров идет по цепочке, часто от конечной продукции в сторону комплектующих, сырья и так далее, поясняет эксперт.

Однако наладить выпуск комплектующих сложнее, чем запустить сборочное производство. «Мало того что предприятиям нужно произвести значительные инвестиции непосредственно в производство комплектующих, так еще и доход от продаж пойдет гораздо позже, чем в случае с конечной продукцией, которая с конвейера идет сразу на сбыт. Это связано с дополнительным циклом испытаний у заказчиков и интеграторов, которые используют эти комплектующие в своих изделиях. Во время этого цикла у производителей отсутствует входящий денежный поток и им нечем платить по кредитам», — поясняют «Эксперту» в ФРП. Соответственно, для перехода на новый уровень импортозамещения нужны новые инструменты поддержки.

В качестве примера можно вспомнить, что в АПК с начала 2017 года реализуется программа льготного кредитования под 5% годовых. Правда, кредиты выдают банки, а разницу с ключевой ставкой ЦБ им компенсирует государство, и пока бюджетных субсидий на всех желающих взять кредиты под низкий процент не хватает.

В ФРП развитие льготного кредитования промышленного производства комплектующих связывают с качеством проектов, участвующих в отборе. «Ограничений по общему объему займов у нас нет, будут проработанные проекты — будут займы», — отметили в фонде. Сейчас в работе у ФРП находятся еще две заявки на участие в программе «Комплектующие изделия» из области машиностроения на общую сумму 835 млн рублей.