Google за 1,1 млрд долларов приобретает часть бизнеса тайваньского производителя смартфонов HTC. Можно назвать это «покупкой мозгов»: в результате сделки Google получит две тысячи новых сотрудников (то есть каждый обошелся Google примерно в 500 тыс. долларов) и неисключительные права на интеллектуальную собственность HTC. А для азиатской компании это станет глотком свежего воздуха: в последние годы дела у нее идут очень плохо. Еще в 2011 году HTC занимала 9% рынка смартфонов (по количеству устройств), но к настоящему моменту капитализация компании упала более чем в десять раз. В 2016 году, по данным Counterpoint Research, HTC продала всего 12,8 млн смартфонов — менее 1% общемирового сбыта этих устройств.
Очевидно, сделка — часть стратегии Google по развитию аппаратного обеспечения. Американская компания давно пытается пробиться на рынок мобильных устройств, но пока без особых успехов. В 2012 году Google за 12,5 млрд долларов купила мобильное подразделение Motorola Mobility с его огромным количеством патентов, но не придумала, как грамотно распорядиться приобретением, и уже через два года продала остатки Motorola компании Lenovo за 2,9 млрд долларов. За этим последовал амбициозный проект Google Glass — интерактивный дисплей в виде очков, так и не добравшийся до массового потребителя. Наконец, в прошлом году Google выпустила смартфоны Pixel и Pixel XL, разработанные как раз в сотрудничестве с еще не приобретенным на тот момент мобильным подразделением HTC. Google позиционирует свои гаджеты как смартфоны премиум-класса, способные конкурировать с Apple. На премиальность указывает цена устройств: младшая модель Pixel стоит 650 долларов. Однако конкуренции с iPhone смартфон Google не выдержал: точное число проданных смартфонов Pixel не раскрывают, но, судя по данным Play Store, с ноября 2016-го по июнь 2017 года было продано всего около миллиона устройств.
Можно отчаянно пытаться найти положительные стороны сделки, как это делает портал Business Insider, и акцентировать внимание на том, что Google уже работал вместе с приобретенными сотрудниками и, вероятно, остался доволен результатом. Однако соглашение с HTC больше похоже на ошибку менеджмента. Идеологом этой ошибки, видимо, стал руководитель подразделения аппаратного обеспечения Google Рик Остерлох, ранее возглавлявший Motorola. Учитывая печальную историю последней, его способность грамотно вести мобильный бизнес вызывает сомнения.
Какой смысл приобретать для разработки смартфонов мобильное подразделение компании, которая уже давно утратила лидирующие позиции? Да, лидеры рынка все больше позиционируют смартфоны как инструмент дополненной реальности (AR) — подтверждение тому и презентация нового iPhone. AR требует хорошего взаимодействия ПО и аппаратного обеспечения. Новая сделка призвана усилить контроль Google над этим сегментом, но кажется маловероятным, что инженеры, разработавшие ничем особенно не выделяющийся Pixel, смогут оперативно создать прорывное устройство.
В принципе, Google, чья рыночная капитализация составляет 650,6 млрд долларов, может позволить себе такую импульсивную покупку, благотворительную акцию в пользу едва сводящей концы с концами компании. Правда, спасать остатки HTC может быть уже поздно: продажа мобильного подразделения позволит компании сократить операционные расходы на 40%, однако, чтобы бизнес HTC стал прибыльным, эти расходы, по расчетам Bloomberg, нужно сократить на 60%. Судя по всему, операцию Google «спасение утопающего» можно считать проваленной.