Правительство РФ недавно продлило до 2025 года программу социально-экономического развития Арктической зоны страны. Ключевыми механизмами реализации этой программы станут восемь опорных зон, представляющих собой комплексные проекты социально-экономического развития.
Главная из них — Ямало-Ненецкая опорная зона, где уже создается треть валового регионального продукта (ВРП) всей российской Арктики. Дальнейшее развитие нефтегазохимического кластера на Ямале к 2021 году увеличит ВРП Ямало-Ненецкого автономного округа почти вдвое, до 1,8 трлн рублей, а благодаря реализации госпрограммы, как указывается в документах правительства, регион станет международным форпостом развития Арктики.
Реализация этих масштабных планов напрямую зависит от развития транспортной инфраструктуры региона. Именно она обеспечивает необходимую мобильность населения и экономики.
Опора на крылья
Основной транспорт для ямальцев — самолет или вертолет. Иным способом добраться до многих населенных пунктов округа просто невозможно. Поэтому власти округа ежегодно выделяют почти миллиард рублей из окружного бюджета на субсидирование авиакомпаниям перевозок и возмещение аэропортам округа недополученных доходов по регулируемым видам деятельности. В этом году, например, субсидии выделены на перевозку воздушным транспортом по 21 межмуниципальному и шести межрегиональным маршрутам. «Здесь все зависит от желаний жителей — какие новые направления они хотят видеть. В этом году по просьбе властей Ямальского района мы ввели вертолетные перевозки по маршруту Новый Уренгой — Мыс Каменный и обратно», — рассказал «Эксперту» руководитель управления транспорта департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Анатолий Иванов. Постоянно обновляется авиатехника. ЯНАО стал пилотным регионом по масштабному переводу авиапарка на отечественные самолеты. Авиакомпания «Ямал» в общей сложности получит 25 новых российских лайнеров Sukhoj Superjet-100. «Этот шаг нами сделан как для поддержки отечественного авиастроения, так и для снижения рисков в связи с необходимостью уплаты лизинговых платежей за зарубежные самолеты в иностранной валюте», — поясняют в региональном правительстве.
Быстро меняется в округе и аэропортовая инфраструктура. Построены два новых аэропорта — в Бованенково и Сабетте, ведется реконструкция аэропорта Красноселькуп, определился круг претендентов на реконструкцию аэропорта в Новом Уренгое. В конкурсе на реконструкцию новоуренгойского порта участвуют структуры крупнейших аэропортовых холдингов России: «Уренгойаэроинвест» холдинга «Аэропорты регионов» (входит в группу компаний «Ренова») и «Международный аэропорт Новосибирск» (входит в «Новапорт»). «К середине декабря участники конкурса должны представить нам свои проекты. Наша цель — получить наиболее выгодные для округа условия», — говорит заместитель губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов.
Через аэропорт Нового Уренгоя проходит более половины авиаперевозок ЯНАО. Окружное правительство намерено отдать его в концессию частному инвестору на тридцать лет. Взамен инвестор, сохраняя полное функционирование воздушной гавани в ходе проведения работ, за три с половиной года должен построить новое здание аэровокзала, модернизировать взлетно-посадочную полосу, обеспечить аэропорт телескопическими трапами и предоставить пассажирам обслуживание на уровне международных стандартов. Пропускная способность воздушных ворот российской «газовой столицы» после этого должна возрасти на первом этапе в четыре раза, на втором — в шесть, достигнув 1200 человек в час. В ближайшие десять лет также планируется выполнить реконструкцию и модернизацию аэропортов Салехард и Надым.
Стабильно растут и перевозки водным транспортом. Они в ЯНАО тоже субсидируются из бюджета по шести межмуниципальным и двум межрегиональным маршрутам. В навигацию 2016 года по рекам округа было перевезено более 70 тыс. человек. Еще 182 тыс. пассажиров и 295 тыс. транспортных средств за это время было переправлено через реку Обь между городами Салехард и Лабытнанги. Для удобства пассажиров в Салехарде построен новый комфортный речной вокзал, а к привычным «Метеорам» добавились новейшие российские скоростные суда А-145, которые несколько лет назад начали производиться на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане.
Транспортный рывок
Важнейшая составляющая дальнейшего развития и Ямала, и всей российской Арктики — ускорение строительства в ЯНАО наземной транспортной инфраструктуры: круглогодичных автомобильных дорог с твердым покрытием и железных дорог. Центр российского Заполярья, как и шестьдесят лет назад, на заре промышленного освоения Крайнего Севера, разорван географией надвое (см. карту). Между станцией Обская на западе округа (последняя станция Северной железной дороги) и станцией Коротчаево на востоке округа (крайняя точка Свердловской железной дороги) — 700 км тундры, по которой зимой прокладывают на несколько месяцев временную автомобильную дорогу — зимник.
Ликвидация этого транспортного разрыва, по оценкам некоторых экспертов, может увеличить валовой внутренний продукт РФ на 7–9%. Поэтому несколько лет назад власти ЯНАО разработали комплексный проект «Энергия Арктики». Он включает в себя создание Северного широтного хода (СШХ; железная дорога, которая в центре Ямала соединит Северную и Свердловскую железные дороги), модернизацию линии Обская—Бованенково и строительство железной дороги Бованенково—Сабетта, соединяющей новый арктический порт Сабетта с единой сетью железных дорог страны.
Этот проект получил поддержку президента РФ Владимира Путина и федерального правительства; он осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. Порт Сабетта, рядом с которым в конце этого года будет запушена в эксплуатацию первая очередь крупнейшего в Арктике завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ», уже работает. Линию Бованенково—Сабетта на условиях концессии строит «ВИС Трансстрой». СШХ стоимостью 236 млрд рублей будут строить «Газпром», РЖД и специальная проектная компания-концессионер, структура которой сейчас определяется «Российскими железными дорогами».
Ямал, в свою очередь, уже построил автомобильную часть моста через реку Надым, ввел в эксплуатацию почти 200 км из 344 км круглогодичной автодороги с твердым покрытием между Надымом и Салехардом; округ взял на себя обязательства профинансировать строительство автомобильной части второго стратегического моста СШХ — через реку Обь.
Безусловно, это очень существенные инвестиции даже для такого богатого региона, как ЯНАО. Тем более что автодорога Сургут—Салехард», которая раньше обрывалась перед рекой Надым в районе одноименного города, фактически является федеральной трассой и, по идее, должна строиться на федеральные средства. Однако власти Ямало-Ненецкого автономного округа считают, что чем быстрее в центре российской Арктики будет создана полноценная наземная транспортная инфраструктура (а автодорога Надым—Салехард идет в одном технологическом коридоре с железнодорожным Северным широтным ходом), тем сильнее будет эффект для национальной экономики. И тем быстрее Салехард будет соединен с Москвой. Этого прежде всего ждут все жители Ямала.