Мир заключают не с друзьями

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
9 октября 2017, 00:00

Саудовский король Салман прилетел в Москву для того, чтобы примириться с Россией и сделать ее своим союзником. Москва готова на мир и на сотрудничество — но лишь в ранге партнера

ТАСС

Визит короля Саудовской Аравии в Россию, проходивший с 4 по 7 октября, был назван историческим сразу же с момента его объявления. И это отнюдь не фигура речи, не дипломатический экивок. Король Салман — тяжело больной человек, который вообще редко выезжает за рубеж, тем более на такой срок. И заставить его поехать в далекую Россию могла лишь очень серьезная нужда — а именно личная, в какой-то степени даже ручная трансформация саудовско-российских отношений.

Саудовский король хотел убедить Владимира Путина (не только на словах, но и деньгами) забыть все сложности в двусторонних отношениях за последний век и «вывести отношения на более широкие просторы». В частности, на углубление экономического сотрудничества, продажу оружия и, что наиболее важно для Эр-Рияда, политико-стратегическое взаимопонимание. Саудовская Аравия хочет, чтобы Путин помог обеспечить ее безопасность, вооружить, а также напрямую защитить интересы на Ближнем Востоке от иранских посягательств.

Но нужно ли это России? На первый взгляд нет. Иран — важный партнер Москвы в регионе, отношения с которым закалены совместными действиями в Сирии. В свою очередь Королевство Саудовская Аравия (КСА) — давний и опасный враг, а также один из крупнейших спонсоров международного терроризма (в том числе группировок, действующих против Москвы на Кавказе, в Поволжье и Средней Азии). Зачем спасать врага? Однако спасать нужно, ведь международная политика не институт благородных девиц и не голливудский фильм, где есть плохие и хорошие. Это скорее «Игра престолов», где стороны враждуют тогда, когда им выгодно, и заключают альянсы тогда, когда им выгодно, не обращая внимание на сантименты. Ведь, как говорил Тирион Ланнистер, «мир заключают не с друзьями».

Сегодня настал момент, когда Москве и Эр-Рияду нужно работать вместе, по крайней мере в тех вопросах, где им это выгодно. И хорошо, что саудовский король понял это хотя бы сейчас.

Повелитель Ближнего Востока

Само осознание, безусловно, возникло благодаря эффективной внешней политике России на Ближнем Востоке. «Страна-бензоколонка» стала одним из вершителей судеб в регионе. «Израильтяне и турки, египтяне и иорданцы — все они рвутся в Кремль в надежде, что Владимир Путин — новый повелитель Ближнего Востока — обеспечит их интересы и решит их проблемы», — пишет издание Bloomberg.

Как Россия смогла занять такой пост, а точнее, потеснить с него Соединенные Штаты? Да, Америка мощнее России и по ВВП, и по политическим возможностям, и даже по военным. Однако, как верно отметил бывший посол России в Сирии Александр Зотов, в схватке двух боксеров на ринге многое решает не объем мышц, а наличие техники. Причины успеха России кроются именно в технике — как и причины поражения Соединенных Штатов.

Действия Кремля были решительными. Путин не испугался принять сложное решение о вводе российских ВКС в Сирию для поддержки своего союзника. Даже понимая, что окажется под жестким прессингом мирового сообщества (ведь Башар Асад, как известно каждому западному журналисту и политику, тиран, на руках которых кровь сотен тысяч сирийцев). «Мы всегда честны в отношениях с нашими партнерами, мы открыто излагаем свою позицию, — отметил российский лидер. — Мы предсказуемы, в отличие от многих стран». В свою очередь Соединенные Штаты, даже имея за собой поддержку западного сообщества и саудовские финансовые гарантии, отказались выполнять взятые на себя обязательства и вводить войска в Сирию после провокации с химическим оружием. Отказались они и от войны с Ираном, предпочтя заключить с ним ядерную сделку в обход интересов той же Саудовской Аравии и Израиля.

Кроме того, действия России были умными. Кремль ввел войска в Сирию в тот момент, когда должен был ввести, — то есть после появления универсального предлога в лице «Исламского государства» (организация запрещена в России). Российская политика в Сирии вообще отличалась системностью и стратегическим подходом, тогда как американцы и их союзники регулярно метались от умеренной оппозиции (вкладывая в них миллионы долларов) к террористам (куда эти миллионы обычно и утекали).

Наконец, действия Москвы были прагматичными. В отличие от Соединенных Штатов (деливших ближневосточных игроков на своих и «нерукопожатных») Россия была готова сотрудничать со всеми региональными игроками, кто готов был уважать российские интересы. Так, Москва учла интересы Израиля, не допуская передачи российского оружия в руки «Хезболлы» и позволяя Тель-Авиву ракетно-бомбовым способом решать ситуации, когда контроля Кремля было недостаточно. Более того, Кремль готов был понимать и прощать, переводить «раскаявшихся» противников в лагерь партнеров. Так произошло, например, с Турцией, когда президент Реджеп Эрдоган выразил готовность де-факто признать победу Асада и попросил Россию помочь ему разгрести те проблемы, которые он сам себе и создал (прежде всего курдскую). И вот Анкара оказалась подключена к Астанинскому процессу, подконтрольным ей боевикам были обещаны переговоры и интеграция в сирийскую политическую жизнь, если они не будут мешать России и Асаду добивать «Исламское государство».

Пора исправляться

Успехи Москвы учли все страны региона, в том числе КСА. «Саудовская Аравия признала, что Россия благодаря своим победам в Сирии вернулась в регион в качестве великой державы», — говорит старший научный сотрудник Института Брукингса Брюс Ридел. По сути, признала еще несколько лет назад — и решила отойти от практики конфликтования с Москвой. Стороны даже сумели достичь важнейшего нефтяного соглашения. Так, в конце 2016 года ОПЕК (где КСА играет первую скрипку) и не входящие в эту организацию государства достигли соглашения о сокращении нефтедобычи на 1,8 млн баррелей в сутки. В мае 2017 года заключенное на полгода соглашение было продлено до конца марта 2018-го. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, если к первому кварталу 2018-го, то есть к моменту, когда завершится действие соглашения между Россией и ОПЕК, ситуация на нефтяном рынке не стабилизируется, то соглашение будет продлено еще раз. Ведь этого требуют интересы бюджета как России, так и Саудовской Аравии.

Однако сейчас КСА от Кремля нужно гораздо больше — военно-политическое сотрудничество. Как и ранее Реджеп Эрдоган, король Салман просит Россию помочь ему исправить ошибки, ставшие следствием авантюристической политики королевства в последние годы.

Ошибок этих было множество. В частности, развязанная Эр-Риядом война в Йемене. Пытаясь не допустить усиления иранских позиций в этой стране, КСА перешло от спонсирования дружественных политических сил в этой стране к прямому вторжению. В итоге вторжение провалилось, бомбежки йеменских городов лишь озлобили местное население, и теперь йеменские племена регулярно отправляют ракеты самовывозом по саудовским базам и населенным пунктам, а также и сами не гнушаются иногда наведываться туда за трофеями.

Еще одной ошибкой была история с Катаром. Пытаясь укрепить дисциплину среди союзников по Заливу, Эр-Рияд захотел публично выпороть Доху за ее партнерские отношения с Ираном и поддержку враждебных Саудовской Аравии исламистов. Против Катара были введены санкции. Однако маленький эмират выдержал санкционное давление, продемонстрировал Эр-Рияду (и всем тем, кто может видеть) саудовскую слабость, а также в пику КСА укрепил отношения с турками, позволив им разместить войска на своей территории.

Москва, конечно, способна помочь королевству решить эти проблемы через посреднические услуги, однако Эр-Рияду прежде всего нужна помощь Кремля в купировании другой, самой серьезной ошибки — сирийской. Состоящей, по сути, из череды ошибок. После того как оказалась пустой саудовская ставка на свержение Асада путем умеренных исламистов, Эр-Рияд сделал ставку на откровенных террористов. После того как вопрос о том, чтобы вбомбить этих террористов в песок российскими ВКС, стал лишь вопросом времени, саудовские власти отказались модифицировать свою позицию и привести подконтрольную им оппозицию за ручку на переговоры. В итоге был создан астанинский формат, где Асад ведет переговоры с подконтрольными Турции боевиками, а Саудовская Аравия со своими прокси рискует остаться за бортом и смотреть на то, как большая часть Сирии подпадает под власть враждебного Ирана.

Грустная для короля Салмана ирония в том, что за все эти проекты отвечал его сын — кронпринц Мухаммед. Которому к моменту ухода отца нужно бы иметь серьезный список политических достижений (ибо многие в королевской семье будут оспаривать его право на наследование). Именно поэтому Саудовская Аравия отправилась в Россию в надежде, что Кремль поможет Эр-Рияду как минимум минимизировать ущерб от своих ошибок и решить иранский вопрос.

По пунктам

Конечно, о том, чтобы Россия встала на сторону Саудовской Аравии, вступила в конфликт с Ираном и стала вытеснять его из Сирии, речи не идет — король пусть и пожилой, но еще в своем уме. От Москвы ему нужен конкретный перечень военно-политических шагов, целью которых является лишь помощь в балансировании иранского влияния. Недопущении, как говорил израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху, «иранской колонизации Сирии».

 52-02.jpg

Так, Саудовская Аравия хочет, чтобы Россия перевела крупнейшего саудовского партнера в Сирии — группировку «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России) — из разряда радикальных отрезателей голов (то есть «нерукопожатных» террористов) в разряд умеренных отрезателей. То есть включила «Нусру» в переговорный процесс. С этим могут возникнуть сложности, и дело тут не только в том, что «Нусра» — это переобувшаяся «Аль-Каида». В последнее время у многих возникают вопросы относительно того, кого «Нусра» слушается больше — саудовцев или американцев. В последние недели группировка исполнила свою часть общего американского плана по приостановке наступления сирийской армии на Восток, к границе с Ираком и нефтяным полям Дейр-эз-Зора. Она не только напала на сирийские территории в Хаме, но и попыталась взять в плен взвод российской полиции (о политических последствиях этой акции в случае успеха даже страшно задумываться). Ответ России был крайне жестким. Москва сделала все возможное, чтобы продемонстрировать «Нусре» ошибочность ее действий в связке с Соединенными Штатами. Сначала российские ВКС нанесли масштабный удар по сходке полевых командиров, уничтожив целый ряд влиятельных боевиков и тяжело ранив главаря группировки Абу Мухаммеда аль-Джуляни. Затем 5 октября была разгромлена очередная сходка — еще полсотни боевиков (включая семь командиров) отправились на тот свет. Кроме того, был уничтожен крупнейший заглубленный арсенал группировки в районе города Абу-эд-Духур, где хранилось более тысячи тонн боеприпасов для ствольной и реактивной артиллерии. Сейчас, судя по всему, Россия, Тегеран и Дамаск (вместе с Турцией, чьим интересам «Нусра» тоже угрожает) собираются решить проблему этой группировки военным путем.

Однако другие саудовские просьбы Москва готова удовлетворить. Из «публичных», например, речь идет о продаже КСА систем С-400. Американцы, конечно, возмущены: второй подряд их союзник покупает российские комплексы, демонстрируя тем самым переход военно-политического сотрудничества с Москвой на новый уровень. В Пентагоне уже заявили, что испытывают «беспокойство по поводу приобретения системы С-400, поскольку мы не раз подчеркивали важность сохранения оперативной совместимости с оружейными системами США и других стран в регионе при реализации программ крупных военных закупок». Однако тут они могут пенять лишь на себя — непоследовательность американской внешней политики делает Вашингтон ненадежным партнером. И даже если Дональд Трамп сейчас разорвет ядерную сделку с Ираном, это не изменит отношение к американским гарантиям со стороны их ближневосточных союзников и партнеров.

Кроме того, Саудовская Аравия хотела бы, чтобы Москва в целом занимала негативную позицию по любым вопросам, касающимся увеличения иранского влияния в Сирии после окончания войны. Тут и вопрос о необходимости достижения политического компромисса с оппозицией (Тегеран и Дамаск, как известно, хотят решить вопросы военным путем, что невозможно сделать без согласия и содействия Москвы), удовлетворение израильских просьб о создании «свободного от иранцев и “Хезболлы”» 60-километрового буфера на границе с Голанскими высотами и ряд других моментов.

Платное партнерство

Естественно, поддержка будет небесплатной — Саудовская Аравия готова платить инвестициями. В ходе визита саудовского короля стороны подписали десяток важных экономических соглашений, среди которых, в частности, создание совместного инвестиционного фонда объемом один миллиард долларов. «Для проектов в ТЭК это очень мало, однако министр энергетики РФ говорил и о проектах, в которые может войти КСА. Среди них проект “НоваТЭКа” “Арктик СПГ”, общая стоимость которого составляет десять миллиардов долларов. “НоваТЭК” хочет продать иностранцам 49% в этом проекте по аналогии с “Ямал СПГ”. Причем в идеале привлечь трех инвесторов — с долями 20, 20 и 9,9 процента. Получается, что саудиты могут получить либо 9,9 процента, либо 20 процентов. Кроме того, саудиты могут поучаствовать в нефтегазохимическом проекте “Сибура”. Причем эти две сделки могут быть комплексным соглашением, так как собственники у “НоваТЭКа” и “Сибура” одинаковые», — поясняет «Эксперту» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Кроме того, планируется возведение компанией «Росатом» ядерной станции в КСА (а вообще Эр-Рияд готов построить целых 16 станций и потратить на это 80 млрд долларов).

Судя по всему, Москва соглашается на саудовские предложения — но лишь в том случае, если они позволят Кремлю сохранить баланс. По сути, Москва хочет работать по многовекторному принципу и будет следовать ему, даже если это не нравится кому-то из партнеров. «Иран — наш сосед, наш давний партнер, и мы этим дорожим, с уважением относимся к национальным интересам Ирана, но национальные интересы есть не только у Ирана, они есть и у России, и у Турции, и у Саудовской Аравии», — заявил Владимир Путин. В то же время «развитие российско-саудовского сотрудничества… не носит направленности против какой-то третьей стороны», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Москва стремится создавать баланс сил в Сирии не потому, что этого хочет КСА, а потому, что это выгодно самой Москве: из «колонизированной» Ираном Сирии Москва будет постепенно вытесняться как уже отработанный элемент, а в Сирии, где будут конкурировать разные страны, она останется желанным партнером.

Точно по такой же схеме Кремль собирается работать и на всем Ближнем Востоке. Конечно, это будет непросто. «Чем больше пытаешься следовать стратегии удовлетворения всех сторон, тем понятнее становится вся сложность такой игры», — говорит один из ведущих американских дипломатов на ближневосточном направлении Деннис Росс. Однако игра и, самое главное, дивиденды от победы в ней стоят свеч.