Университеты: сокращение до шести

9 октября 2017, 00:00

ТАСС
Министр образования Ольга Васильева считает, что проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов следует радикально сократить

Министр образования Ольга Васильева предложила сократить число университетов — участников проекта «5–100» с 21 до шести. Цель проекта «5–100», разработанного под реализацию знаменитых «майских указов» президента, — повысить конкурентоспособность ведущих отечественных университетов. Он был запущен в мае 2013 года, а в октябре отобранные по результатам открытого конкурса университеты представили совету проекта «дорожные карты» своего развития. Проект был рассчитан на семь лет. А на прошлой неделе Ольга Васильева на общем собрании ректоров ведущих университетов выступила с заявлением, удивившим не только ректоров и общественность, но и присутствующего на собрании вице-премьера Ольгу Голодец, курирующую в правительстве сферу образования, — она назвала слова министра «несколько неожиданными».

Ольга Васильева полагает, что 21 университет в проекте — это слишком много, бюджет распыляется (на проект уже потрачено 50 млрд рублей). Между тем явно выявились лидеры в достижении поставленной цели, числом шесть, и оставшиеся средства (30 млрд рублей) следует потратить на них. В «великолепную шестерку» вошли НИУ Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт, НИУ информационных технологий, механики и оптики (Санкт-Петербург), Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Национальный исследовательский технологический университет МИСиС и Новосибирский государственный университет.

Заявление министра образования комментирует директор Аналитического центра «Эксперт» Дмитрий Толмачев: «Возможность исключения вузов из программы “5–100” формально всегда оставалась, однако по факту был реализован другой принцип — разделения университетов-участников на группы с существенной дифференциацией по получаемой поддержке. Кстати, и внутри этих трех групп дифференциация очень велика: 900 млн рублей для компактного МФТИ намного серьезнее, чем для в четыре раза большего по числу научно-преподавательского корпуса Казанского федерального».

Причина появления предложения уменьшить число участников проекта прозрачна. При сокращении ресурсов бюджета и достаточно ясных приоритетах государства (национальная безопасность, социальные траты и потом уже все остальное) расходы на образование, в особенности их часть, приходящаяся на развитие, — очевидный кандидат на сокращение. Сокращение списка участников проекта есть не что иное, как возврат к политике 1990-х — начала 2000-х годов, когда реальная поддержка по факту распределялась между несколькими университетами, а все остальные выживали, как придется.

Однако университетская система страны стала за последнее десятилетие намного более сложной (как и система поддержки вузов государством). Рейтинг научной продуктивности российских университетов «Эксперта» (см. № 21 за 2017 год) и международные предметные рейтинги показывают, что несколько десятков наших вузов добились заметных успехов в отдельных направлениях. Резкое упрощение системы поддержки вузов вряд ли позволит решить задачи развития всей системы, равно как и даже формально исполнить «майские» указы (30 млрд рублей за несколько лет на шесть университетов — это все равно в несколько раз меньше, чем получают за год ведущие зарубежные вузы).