Битва под Франкфуртом

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
16 октября 2017, 00:00

На фоне роста европейского автомобильного рынка очередной Франкфуртский автосалон прошел на большом подъеме: его участники продемонстрировали решимость бороться за наиболее перспективные направления продаж, а также с новой силой включились в гонку развития технологий электрического транспорта

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Двести двадцать восемь мировых премьер, более 350 технологических инноваций, более 800 тыс. посетителей — 67-й Международный автосалон во Франкфурте в этом году прошел на позитивной ноте. Участники главного европейского смотра автомобильной промышленности с удовлетворением говорили, что продажи новых автомобилей в Старом Свете устойчиво растут. По данным Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), за период с января по август число регистраций новых машин возросло на 4,5% и превысило 10 млн единиц. В августе рост был еще более динамичным — 5,6%, при этом самые хорошие результаты показала Италия (15,8%), Испания (13%), неплохо выступили Германия и Франция (9,4 и 3,4% соответственно), а вот Великобритания оказалась в минусе (– 6,4%).

И хотя в этом году выставку проигнорировали ряд автомобильных марок (в их числе Nissan, Peugeot, Volvo, Mitsubishi, Fiat), связано это не с ухудшением положения компаний, а с изменением их маркетинговой стратегии — крупные выставки, подобные франкфуртской, они из числа инструментов продвижения новых продуктов исключили.

Компактные и проходимые

Одной из самых перспективных рыночных ниш европейские автопроизводители сегодня называют так называемые субкомпактные кроссоверы — небольшие, но при этом проходимые машины, которыми удобно пользоваться как в тесном мегаполисе, так и на несложном бездорожье.

Заметной премьерой в этом сегменте можно, например, назвать представленный на выставке новый Volkswagen T-Roc. Германский производитель называет эту модель кроссовером гольф-класса: автомобиль получился довольно компактным: его длина (4234 мм) меньше, чем у Volkswagen Golf (4349 мм), зато из-за увеличенного дорожного просвета проходимость у этой машины существенно лучше.

Неподалеку свой новый субкомпактный кроссовер представила Škoda. Речь идет о модели Karoq, которая заменит собой в модельном ряду Škoda кроссовер Yeti. Новый чешский кроссовер превосходит Yeti по размерам: его ширина больше на 48 мм, колесная база — на 60 мм, а длина — на внушительные 160 мм. Изнутри Karoq ощущается просторнее, чем тот же Volkswagen T-Roc.

Правда, пока представители чешской марки официально не объявляют, появится ли эта машина в России. И если появление чешской новинки пока под вопросом, то точно не будут продаваться у нас представленные на выставке новые компактные кроссоверы Opel Crossland X и Seat Arona. Невелики шансы и на приезд новых джипчиков от корейцев — Hyundai Kona и Kia Stonic. А вот новый субкомпактный кроссовер Citroën C3 Aircross до России доедет, что подтвердили представители французской марки. Машина эта получилась эмоциональной, броской и технологичной.

С нетерпением ждут в России и другую премьеру — новый компактный кроссовер Jaguar E-Pace, который стал младшим братом не так давно представленного первого внедорожника марки Jaguar F-Pace. Сообщается даже приблизительная цена этой машины на российском рынке: она будет начинаться с 2,5 млн рублей.

Актуальные для России

Были в этом году во Франкфурте и другие значимые для российского рынка премьеры, которые оказались связаны с премиальными брендами и большими внедорожниками. В частности, BMW сдернула покрывала с концепта своего самого большого внедорожника Х7 и представила седан самой большой, 8-й серии, которая пока создана в кузове выразительного купе.

Важной для нашего рынка премьерой стала демонстрации обновленного Toyota Land Cruiser Prado. У этого популярного в России внедорожника стилистически изменилась передняя часть — в частности, стали другими фары и решетка радиатора, улучшился салон. Кроме того, машина немного, на 60 мм, разрослась в длину и получила ряд доработок в конструкции, в том числе новые системы помощи водителю.

Интересно для нашего рынка и представленное новое поколение скоростного премиального кроссовера Porsche Cayenne, который хоть и не сильно изменился внешне, зато усовершенствовался в плане конструкции: машина сбросила вес благодаря широкому использованию алюминиевых деталей в кузове, усовершенствована пневматическая подвеска, система полного привода.

На стенде Audi состоялась значимая, в том числе для России, премьера флагмана марки — самого роскошного седана новой модели Audi A8, которая стала еще более технологичной и комфортной. Mercedes-Benz обновил свой премиальный S-класс, теперь у этой модели есть модификации в кузове купе и кабриолет. Прошла на выставке и мировая премьера нового пикапа марки, который получил название Mercedes-Benz X-класс. Перевозить с его помощью габаритные грузы теперь можно с роскошью и комфортом.

Концепт Renault Simbioz: беспилотный автомобиль, который может стать частью жилища 71-03.jpg АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ
Концепт Renault Simbioz: беспилотный автомобиль, который может стать частью жилища
АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Беспилотное будущее

К новичкам франкфуртской выставки следует отнести активизировавшихся китайских автопроизводителей, которые выбирают интересную маркетинговую стратегию — проникать на европейский рынок под новыми брендами, которые они пытаются позиционировать как премиальные. Так, большой выставочный стенд организовала на автосалоне Chery, которая представила здесь свой новый бренд Exeed. Great Wall выкатил свой новый премиальный суббренд под названием Wey.

А BAIC решил возродить некогда известную немецкую марку Bogward, которая обанкротилась еще в начале 1960-х. На выставке китайцы представили для европейского рынка целый ряд моделей под этим брендом, особенно выделялся концепт-кар Bogward Isabella с броскими футуристическими чертами.

Что касается концептов, то на прошедшей выставке их было особенно много. Автомобили будущего автопроизводители в первую очередь связывают с такими технологиями, как подключенность к окружающему миру и автономность передвижения.

Например, Renault показала концепт под названием Simbioz. Предполагается, что управлять им будет роботизированная система, а пассажиры тем временем будут сидеть лицом друг к другу. По замыслам инженеров Renault, в перспективе автомобиль будет неотделим от жилого пространства. Renault Simbioz будет парковаться не в гараже или на улице, а сможет заезжать прямо внутрь жилища. Здесь салон машины можно трансформировать в удобные кресла, одновременно она сможет заряжаться электричеством, сама давать энергию для систем домашнего питания, а также обмениваться данными с домашним компьютером.

Выразительный беспилотный концепт представила и Audi. Прототип автомобиля будущего под названием Aicon представляет собой люксовый седан, который вообще лишен руля и педалей. Эта машина имеет пять с половиной метров в длину, и сиденья внутри нее могут трансформироваться в подобие гостиной комнаты.

Новый Jaguar E-Pace: уже объявлены предварительные цены для России 71-04.jpg АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ
Новый Jaguar E-Pace: уже объявлены предварительные цены для России
АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ
Аudi A8 — новый флагман немецкой марки с продвинутыми системами помощи водителю 71-05.jpg АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ
Аudi A8 — новый флагман немецкой марки с продвинутыми системами помощи водителю
АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Электрическая проводимость

Тема электромобилей на этот раз звучала на выставке особенно громко Двигатель внутреннего сгорания с его вредными выбросами окончательно попал в опалу, особенно сильный удар сейчас наносится по дизельным моторам, что связано с продолжением скандала «дизельгейт», который из США перекинулся в Европу, где надзорные органы с удивлением и возмущением обнаружили, что многие компании занижают реальные вредные выбросы от своих дизельных моторов в десятки, а то и в сотни раз. В связи с этим власти многих европейских городов призывают полностью запретить въезд дизельных автомобилей и даже ограничить их производство и продажи.

Представители ряда европейских стран в канун выставки подтвердили свои намерения полностью запретить использование двигателей внутреннего сгорания в ближайшие двадцать пять лет. Такой курс, например, официально провозгласили Франция и Великобритания. А глава Германии Ангела Меркель публично назвала эту политику «правильным подходом».

На этой волне почти все ведущие автопроизводители на своих выставочных стендах уделяли особое внимание моделям на электрическом приводе. Например, Volkswagen объявил, что уже к 2025 году в арсенале группы будет насчитываться 80 моделей электромобилей. А к 2030 году немецкий автогигант намерен и вовсе электрифицировать весь свой модельный ряд. В частности, концерн представил на выставке концепт-кар I. D. Crozz, созданный на новой электроплатформе MEB, на основе которой будут в дальнейшем выпускаться электрические новинки компании.

Новая Toyota Land Cruiser Prado изменилась внешне, появились новые опции 71-10.jpg АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ
Новая Toyota Land Cruiser Prado изменилась внешне, появились новые опции
АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ
Volkswagen T-Roc — новый игрок в перспективном сегменте субкомпактных кроссоверов 71-11.jpg АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ
Volkswagen T-Roc — новый игрок в перспективном сегменте субкомпактных кроссоверов
АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

В ближайшие пять лет вывести на рынок как минимум десяток новых электромобилей пообещала Mercedes-Benz. Для своих электрокаров компания создает специальный суббренд под названием EQ. Во Франкфурте немецкая марка показала концепт новой модели этого бренда — Concept EQA. От одной зарядки такая машина может проехать порядка 400 км, также она оборудована скоростной зарядкой: за каждые десять минут машина может подзаряжаться на 100 км.

В этом году на франкфуртском автосалоне как никогда было много представлено производителей автокомпонентов, а также ИТ-компаний. Примечательно, что в числе последних заявила о себе и российская «Лаборатория Касперского», которая представила на своем стенде новые решения в области кибербезопасности для автомобилей. Как рассказали «Эксперту» представители компании, для продвижения своих продуктов на европейских автомобильных рынках «Лаборатория Касперского» создала совместное предприятие с австрийской компанией AVL, которое намерено занять ведущие позиции в сфере защиты от хакерских взломов современных автомобильных информационных систем.

 

Франкфурт—Москва