Электрификация на марше

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
16 октября 2017, 00:00

Влияние электромобилей на повседневную жизнь в Европе становится все заметнее. Это выяснилось в ходе автопробега компании Nissan по странам Восточной и Западной Европы

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ NISSAN
Автопробег по Европе проходил на обновленных Nissan X-Trail и Nissan Qashqai

Электромобили — самый быстрорастущий сегмент автомобильного рынка Европы. Согласно статистике, по итогам первого полугодия текущего года их продажи в странах Старого Света увеличились на 56%. Правда, в абсолютных числах распространение новых электрокаров еще нельзя назвать массовым. По итогам 2017 года продажи этих машин в Европе ожидаются на уровне 150 тыс. единиц. Таким образом, электромобили занимают в общих объемах европейских продаж всего лишь порядка 1%. Правда, поклонникам этой техники внушает оптимизм динамика — еще год назад доля рынка электрокаров составляла 0,6%.

В ближайшее время машины на электрическом приводе будут играть все более значимую роль. К такому выводу пришли участники автопробега по странам Восточной и Западной Европы, который был организован компанией Nissan и в котором принял участие журнал «Эксперт». Одной из целей мероприятия было знакомство с ходом развития дорожной инфраструктуры для электрокаров, а заодно и с обновленными моделями кроссоверов Nissan X-Trail и Qashqai.

Польские планы

Автопробег протяженностью около тысячи километров стартовал из Варшавы, откуда путь участников пролегал по разноплановым с точки зрения использования электромобилей странам — Германии, Дании и Исландии.

Прилетев на самолете из Москвы в Варшаву, мы не стали мешкать и сразу после приветственной чашки кофе в аэропорту взяли курс на Берлин. Решено было двигаться по известной прямой трассе E30 — дороге, которая пролегает через всю Европу из ирландского города Корк до сибирского Омска. Участок этой трассы от Варшавы до Берлина просто великолепен: четыре полосы в каждом направлении, гладь асфальта и ограничение скорости до великодушных 140 км/ч, что можно назвать самым либеральным скоростным лимитом в странах Евросоюза, если не считать знаменитых немецких автобанов с их неограниченной скоростью.

При этом местные не особенно заботятся о соблюдении этого лимита, часто несутся со скоростью 180–190 км/ч. Признаться, и мы иногда ускорялись вслед за очередным лихачом. Благо обновленный Nissan X-Trail, за рулем которого я сидел на этом отрезке пути, позволяет весьма динамично разгоняться: 2,5-литровый мотор, 171 л. с., 200 Нм (при 4400 об/мин) крутящего момента обеспечивают хорошую динамику и при этом скромный расход топлива — девять литров на 100 км.

Что же касается автомобилей на альтернативном топливе, то на территории Польши они пока незаметны. По статистике, в первом полугодии текущего года поляки приобретали автомобили примерно в десять раз реже, чем, например, во Франции, занимая 17-ю строчку в списке стран, наиболее активно покупающих электрокары. Впрочем, обнадеживает динамика: по итогам первого полугодия 2017-го в Польше было продано в 2,7 раза больше электромобилей, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, и в абсолютных числах показатели не впечатляют — всего 127 проданных машин.

Впрочем, такие пусть и небольшие цифры продаж — это только начало. Поляки, с которыми нам довелось разговаривать в поездке, в целом очень позитивно настроены по отношению к электромобилям. «Да, пока такие машины стоят дорого, но зато они наносят наименьший ущерб экологии», — приходилось нам слышать от разных собеседников на польской земле.

С оптимизмом смотрят в отношении будущего электрокаров в Польше и местные власти. Например, недавно министр энергетики Польши Кшиштоф Тхужевски заявил, что через десять лет в Польше будет миллион электромобилей, которые будут приносить польским энергетическим компаниям два миллиарда злотых (700 млн долларов) прибыли.

Интересно, что в недалеком будущем на дорогах Польши, вероятно, появятся электромобили собственного производства. По крайней мере, так утверждают акционеры компании Electro Mobility Poland. Компания создана в конце прошлого года. Основные ее акционеры — крупные энергетические компании Polska Grupa Energetyczna (PGE), Energa, Enea и Tauron Polska Energia. В ближайшем будущем к ним присоединится польская нефтяная компания PKN Orle, которая планирует установить станции для подзарядки электромобилей на своих АЗС. В планах Electro Mobility Poland — выпустить к 2020 году не менее 75 тыс. электромобилей, а к 2025-му довести эту цифру до миллиона. Предварительная розничная стоимость «народного» польского электромобиля оценивается примерно в 16 тыс. евро. Основатели компании предполагают, что около 60% всех узлов и деталей будут производиться на местных заводах.

Электрозаправки в Германии: за последний год их количество увеличилось на 30%, до 7500 76-02.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ RWE
Электрозаправки в Германии: за последний год их количество увеличилось на 30%, до 7500
ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ RWE

Инфраструктурный подъем

Прибыв вечером в столицу Германии, на следующий день рано утром мы отправились на северо-запад, к датской границе. Как в любом мегаполисе, здесь буквально на каждом шагу ощущается дефицит парковки. Поэтому не удивительно, что в Берлине очень распространены машины-малютки А-класса, очень много и каршеринговых машин. Заметно и присутствие электромобилей. Например, по пути мы встретили несколько моделей Volkswagen eGolf. И немудрено: Германия сейчас один из главных потребителей электромобилей — второе место после Франции. По итогам первого полугодия здесь было продано свыше 10 тыс. новых электромобилей (во Франции — 13,5 тыс.).

Надо сказать, что германские власти сейчас прилагают активные усилия для развития частного электрического транспорта. Во-первых, бурно развивается инфраструктура: только за последний год число зарядных станций общественного пользования для электромобилей в стране увеличилось почти на 30%, сейчас их примерно 7500. При этом особое внимание уделяется созданию станций для быстрой зарядки — за прошлый год таких было построено около 300.

Ну и, во-вторых, власти Германии развернули программу субсидирования покупки электромобиля. С июля прошлого года покупателям предоставляют субсидию 4000 евро (для гибридного автомобиля — 3000 евро). Объявлено, что на такие субсидии из бюджета страны выделено 1,2 млрд евро. По заявлению властей, субсидирование продлится как минимум ближайшие два года, благодаря чему в общей сложности предполагается продать порядка 400 тыс. новых электромобилей.

Кроме того, власти Германии приняли закон, обеспечивающий существенные налоговые льготы для владельцев таких автомобилей. И это не говоря о том, что им разрешен въезд в центр многих городов там, где запрещен въезд на машинах с традиционными моторами. Всего же, по планам властей, за ближайшие пять–десять лет автопарк электромобилей в стране достигнет миллиона машин.

Ну а мы тем временем выезжаем на знаменитые немецкие безлимитные автобаны, где педаль газа можно давить в пол: некоторые машины проносятся мимо нас со скоростью свыше 230 км/ч. Наши Nissan X-Trail и Qashqai способны ехать со скоростью 200 км/ч и выше. На скоростной трассе эти машины держатся уверенно. При этом потребление бензина вполне достойное — 8–10 л на 100 км. Эти модели в текущем году получили небольшое обновление: кнопку вызова ЭРА-ГЛОНАСС, радиоантенну «акулий плавник»; несколько изменена конструкция дворников (их теперь можно менять без специального сервисного режима), у X-Trail сменился поставщик амортизаторов, что сделало ход машины еще мягче.

Пересекаем границу с Данией — здесь тоже заметно присутствие электрического автомобильного транспорта. Буквально на первой же заправке обнаруживается специальная зарядная станция. Инфраструктура для электрокаров в этой стране считается одной из самых развитых в мире; по заявлениям Датской энергетической ассоциации Dansk Energi, число зарядных станций достигло 2030 единиц, их уже больше, чем заправок для автомобилей с традиционным топливом (2028).

Впрочем, в последние месяцы продажи электромобилей в Дании переживают не лучшие времена: дело в том, что в прошлом году в стране были отменены налоговые льготы на приобретение электрокаров, в результате чего объемы их продаж снизились на 43%. Для стимулирования спроса датские власти намерены скоро вновь принять ряд мер.

Возобновляемые источники

Исландия — островное государство, поэтому добираемся мы сюда на пароме. «Добро пожаловать в страну возобновляемой энергетики!» — большой плакат виден прямо на въезде. Возобновляемой энергетике в Исландии действительно уделяют большое внимание: более 80% потребляемой энергии вырабатывается геотермальными, ветровыми и гидроэлектростанциями. Это имеет значение и для развития электромобилей. Ведь если электричество для них вырабатывается традиционными, вредными для природы способами, то по большому счету их распространение не очень оправданно с точки зрения защиты окружающей среды.

Присутствие электрического транспорта и инфраструктуры для него в Исландии заметно. Владельцам электромобилей полагаются существенные налоговые льготы (например, при покупке они освобождаются от НДС), парковки для таких машин в большинстве исландских городов бесплатные. В среднем же доля проданных электрокаров в стране сейчас превышает среднеевропейские показатели и достигает 6% всего рынка.

На одной из заправок вижу зарядную станцию для электрокаров. На ней неспешно заряжается гибридный Mitsubishi Outlander. Подхожу с расспросами к водителю «Через пятнадцать минут автомобиль зарядится здесь на 70 процентов, этого хватит более чем на 150 километров — вполне достаточно, чтобы доехать до дома и до работы. При этом цена такой электрической заправки для меня мизерна — менее десяти евро. Так что пользоваться электромобилем в Исландии выгодно и удобно. К тому же он не наносит ущерба природе, которая в нашей стране несравненно красива. Это очень мотивирует нас относиться к ней бережно».

 

Варшава—Берлин—Хиртсхальс—Рейкьявик