Как управлять прогрессом

Алексей Кротовский
16 октября 2017, 00:00

Иностранный опыт организации авиационной науки может быть вполне успешно применен в России

Читайте Monocle.ru в

Авторы этой книги детально изучили опыт организации научной деятельности в западном авиастроении и попытались найти варианты его применения в российских условиях. Дело в том, что в постсоветские годы прикладная авиационная наука, лишившись управляющего центра, была предоставлена самой себе. При этом именно прикладная наука отвечает за исключительно важный процесс воспроизводства научно-технического задела, на который опирается вся конструкторская деятельность. В условиях резкого сокращения оборонных расходов и финансирования прикладных авиационных исследований и разработок все ведущие НИИ нашей страны оказались в крайне тяжелом экономическом положении. Лишившись единого координационного центра и прежних заказчиков, институты вынуждены были бороться за существование любыми способами. Помочь сохранить кадры и компетенции могло бы создание национального исследовательского центра по образу аналогичных центров крупных европейских стран. Однако у каждой крупной западной авиационной державы был свой собственный путь эволюции национальной авиационной науки и ее институтов. И для того, чтобы понять, какая именно модель больше всего подходит для России, эксперты провели довольно обширную исследовательскую работу.

В качестве стран, представляющих наибольший интерес, они выбрали США, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Нидерланды и Швецию. То есть все государства, где есть более или менее серьезные авиастроительные предприятия. При этом авторы признают, что англосаксонские модели, с большой ролью университетской науки, частного финансирования и меценатства научной деятельности, не вполне подходят России с ее госкапитализмом и патерналистским мышлением людей. Слишком многое в нашей стране пришлось бы поменять, чтобы американская модель прикладной науки здесь заработала. Гораздо больший интерес представляют страны континентальной Европы. Их опыт прямо свидетельствует о необходимости существования государственного авиационного исследовательского центра. И это легко объяснимо. Без государственного участия потрепанная Второй мировой войной европейская авиационная наука и промышленность неизбежно проиграли бы конкурентную борьбу американцам. Во Франции таким центром стало Национальное бюро аэрокосмических исследований ONERA, в Германии — Немецкий центр авиации и космонавтики DLR, в Италии — Итальянский центр аэрокосмических исследований, а в Испании — Национальный институт аэрокосмической техники Esteban Terrades. Заметим, что большинство этих центров было создано в ответ на соответствующий вызов времени — отставание стран прежде всего от США и отчасти от СССР. Теперь отстает уже наша страна, и опыт европейцев в создании национальных центров аэрокосмических исследований приходится изучать и внедрять нам.

В книге довольно подробно описывается история создания европейских центров, а также особенности национальных подходов к их развитию, финансированию и контролю результатов деятельности. С последним на Западе, кстати, дела обстоят намного жестче, чем в России.

Немалый интерес для читателей представляет и краткий обзор основных исследований, которыми сейчас заняты аэрокосмические центры в Европе. Это такие проекты, как создание полностью электрического самолета, разработка дешевого сверхзвукового и даже гиперзвукового авиалайнера, а также композитных летательных аппаратов, в том числе беспилотных. Известно, что некоторые из них после выполнения боевого задания должны физически исчезнуть в прямом смысле этого слова, независимо от свойств окружающей среды, да еще и без остатков, которые можно хоть как-то идентифицировать. Более того, для самоликвидации беспилотников нельзя использовать сильнодействующие кислоты или вредные химикаты, так как они могут представлять опасность для военных. Полностью исключается и применение взрывчатки, поскольку взрыв нарушит маскировку позиции, а то и вовсе приведет к провалу операции. Не секрет, что разработку новых дронов уже несколько лет ведет DARPA вместе с компаниями и институтами в США и Великобритании. Причем самая главная деталь нового дрона — самоуничтожающаяся микросхема — уже создана.

Наконец, в финале книги читатели узнают о практическом воплощении результатов анализа иностранного опыта — создании российского национального авиационного исследовательского центра — Института им. Н. Е. Жуковского. При организации этой структуры российские власти в значительной мере опирались на французский опыт функционирования Национального бюро аэрокосмических исследований ONERA и опыт работы Немецкого центра авиации и космонавтики DLR. Эти структуры, как и наш новый НИЦ, стали головными национальными организациями в своих странах, ведающими вопросами фундаментальных и прикладных научных исследований в области авиации и космонавтики. Это позволило Франции и Германии не только сохранить национальную авиационную науку, но и вывести ее на новый уровень за счет оптимизации управления при относительно небольших государственных инвестициях. А самое главное, избавить мир от американского доминирования в авиастроении. Вполне возможно, что тиражирование этого опыта позволит и нам быстро восстановить позиции отечественной авиационной науки.

 

Управление научно-техническим прогрессом в аэрокосмической отрасли: иностранный опыт для России / М. С. Барабанов, Т. И. Борисов, С. А. Денисенцев и др. Под ред. Б. С. Алёшина и др. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2017. 216 с.