Люди с козами

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента «Монокль»
16 октября 2017, 00:00

Козье молоко — уникальный по полезности продукт, а его производство — высокорентабельный, динамичный, но очень рискованный бизнес, доступный тем, у кого есть хорошая финансовая подушка или надежный административный ресурс

ГАЛИНА ВАСНЕВА
Для своих коз ферма «Илешево» приобрела заброшенную деревню
Читайте Monocle.ru в

«Суп! Суп!» — выкрикивает Надежда Красильникова, стоя на краю лесистого горного склона в окрестностях Новороссийска, недалеко от ее фермы. И тут из зарослей, казавшихся необитаемыми, к ней с треском начинают пробираться козочки (именно так, «козочками», а не «козами», зовет их Надежда Алексеевна). Пастбище для них — лучшее питание, но хозяйка каждый день варит им на обед еще и вкусное пойло из пшеницы и овощей. В прежние годы, когда счет стаду шел на десятки и даже сотни голов, приходилось возить в лес по два огромных чана с этим «супом». Это была трудная, но желанная работа для Надежды Алексеевны и ее мужа — козоводов с двадцатилетним стажем. Однако в этом году им пришлось покончить с трудностями, а заодно и с радостями. Они распродали большую часть стада, оставив лишь несколько животных для своей семьи. Драма Красильниковых даже не в том, что они закрыли хороший бизнес: каждая дойная козочка приносит от 50 тыс. до 150 тыс. рублей в год дохода. Тяжело расставаться с идеей, которой служили много лет. Будучи убеждены, что козье молоко обладает необычайной пищевой ценностью и даже целебной силой, супруги верили, что приносят пользу обществу, строя большую козью ферму. Но не встретили взаимности.

Эта простая история интересна тем, что она типична. Сворачивание в последнее время и без того малочисленных козьих ферм похоже на тенденцию. Причем речь идет о фермах с опытными хозяевами. «Что рассказывать? Закрываемся! Двадцать шесть лет коту под хвост!» — услышала я в трубку раздраженный голос Александра Бодрова, патриарха российского молочного козоводства: он и его жена еще в 1991 году уехали из Москвы и основали в Тверской области ферму «Надежда». Из этого хозяйства, по сути, выросла вся отрасль — в первую очередь благодаря проводившейся там систематической племенной работе. То есть козлов — улучшителей породы российские козоводы покупали или задорого в Европе, или подешевле у Бодровых. «Вакханалия чиновничья — импортозамещение так называемое! А вы думали, что малому бизнесу у нас действительно помогают?» — закончил фермер свой короткий монолог риторическим вопросом.

С Ларисой Сухановой, козоводом из Московской области, я связалась по рекомендации другого подмосковного фермера. Смысл рекомендации был такой: мол, эта женщина среди нас единственный оптимист. Однако настроение у Ларисы Ивановны было совсем не оптимистичным. «Передайте правительству и лично Дмитрию Анатольевичу, что фермер Суханова шлет им привет, пламенный! За их бездеятельность — так и напишите!» — начала было она с сарказмом. Но чем дальше, тем больше ее тон походил на плач: «Всё мы прожили, но хуже, чем сейчас, никогда не было, потому что каждый день как последний. Зима на носу, а я ферму не могу достроить: стены вывели, а на крышу денег нет — нужно два миллиона. Я ночами не сплю. Что мне делать, посоветуйте! Куда девать животных? Они в сеннике у меня стоят, двести тридцать голов, впритык. Вот начнется зима, и все они перемерзнут! Я уже не знаю, Путину, что ли, письмо написать?»

В ситуации угрозы, нависшей над бизнесом козоводов, накал страстей подогревается осознанием своей социальной миссии, которое, оказывается, присуще всей «корпорации», а не только супругам Красильниковым. Вот и Лариса Суханова на мой совет закрыть ферму тяжело замолчала. «Хотелось выйти на рынок, чтобы подкормить детей в городах: нельзя их кормить тем, что дают на молочных кухнях. У моего знакомого двое маленьких детей, и у обоих зубы черные — они выросли на молочной кухне», — после паузы объяснила она свое упорство. Но вот что неожиданно. Источником этого миссионерского духа является, как правило, личный опыт фермеров: отвечая на вопрос, почему они пришли в этот бизнес, большинство из них рассказывали историю своей болезни и исцеления с помощью козьего молока. Та же Лариса Ивановна, которая в свои шестьдесят четыре года на здоровье не жалуется, еще четырнадцать лет назад была хроническим аллергиком, кожа да кости, и лежала с обострением в одной из московских клиник, где ее месяц откачивали, а при выписке напутствовали: «Ваше спасение — в свежем козьем молоке». После этого она купила свою первую козу.

Надежда Красильникова — тоже цветущего вида пенсионерка — утверждает, что козье молоко дважды спасало ей жизнь: при рождении, когда она, недоношенная, весила 1800 граммов и за первый год перенесла несколько воспалений легких, и в зрелом возрасте, когда ее настиг рак желудка. Лариса Коннова, хозяйка козоводческой компании «Золотой альянс», работала в Саратове финансовым консультантом и аудитором до тех пор, пока не заметила, что большую часть заработанных немалых денег тратит на лекарства: болела она, ее дети, потом появились внуки, и у них начались проблемы со здоровьем. В 2008 году Лариса Александровна сделала резкий поворот в карьере — купила и взяла в лизинг- оборудование для переработки козьего молока. «Когда мы стали его пить, я поняла, что это панацея», — заключает она. Юрий Панченко в 2012 году вышел из строительного бизнеса в Ростове-на-Дону и раздумывал, куда податься. Вопрос решился сам собой, потому что требовалось детское питание для его родившихся детей, а качественных смесей в городе не продавалось. «Мы знали, что можно кормить козьим молоком, но в магазинах не было молока с коротким сроком хранения», — поясняет он. В октябре 2013 года Юрий зарегистрировал свое КФХ, а в мае 2014 года уже поставлял свежее козье молоко и сыр в ростовские магазины. Совладелец крупнейшего в России козьего холдинга «Лукоз» двадцатисемилетний Тарас Кожанов рассказывает, что в детстве страдал непереносимостью коровьего молока и его поили козьим, которое приходилось доставать с большим трудом. Тогда его отец, предприниматель, в 2003 году приобрел около трехсот коз и заброшенный сырзавод, создав свою ферму.

И можно было бы еще усомниться в адекватности этих людей, если бы целебные свойства козьего молока не имели научного обоснования (ссылки на литературу можно найти в Сети). Кстати, первые статьи на эту тему, вышедшие в России более века назад, в 1890-е, сразу выявили главную социальную ценность козьего молока: они описывали удачные опыты кормления козьим молоком детей, указывали на его сходство с женским молоком и критиковали смеси на основе коровьего молока. Сегодня, по данным НИИ детского питания, у каждого десятого ребенка проблемы с переносимостью коровьего молока, а в Москве — у каждого третьего. Поэтому самые дотошные из молодых матерей, прибегающих к искусственному вскармливанию, выбирают импортные смеси, изготовленные из козьего молока, благо в Москве их можно купить. А в ассортименте отечественной козьей продукции хотя и нет подобных высокотехнологичных позиций, но детская линейка: молоко, творог и другая кисломолочная продукция — занимает важное место.

Таким образом, уже по одному этому критерию — насыщения рынка качественным детским питанием — и сами козоводы, и их продукция достойны внимания и сочувствия. Так и просится внести козье молоко в список стратегически важного продовольствия и объявить государственную программу развития молочного козоводства. У нас же эта отрасль то ли стагнирует, то ли сокращается. По скудным данным Росстата, который начал учитывать производство козьего молока лишь в 2015 году, за 2016-й оно сократилось на 3%, или на 500 центнеров, и составило 16909 центнеров. Доля козьего молока в общем объеме произведенного молока (фактически коровьего) составила 0,016%. Если же считать не вообще козье молоко, а то, которое продается в магазинах, то эта доля становится практически неразличимой — 0,005%, по оценке Тараса Кожанова. Для сравнения: в Европе аналогичный показатель составляет 1%, а в США — 0,3%. То есть нам неплохо было бы увеличить производство козьего молока хотя бы раз в двадцать, а главное, сделать так, чтобы оно попадало на прилавок.,

Свойства козьего и коровьего молока и их воздействие на организм человека 26-02.jpg
Свойства козьего и коровьего молока и их воздействие на организм человека

 

Козья индустрия

 

На первый взгляд для этой цели достаточно перевести козоводство на современные индустриальные технологии, по примеру Европы. Там последние десять-пятнадцать лет стали появляться гигантские промышленные козьи фермы, с автоматическим кормлением, дойкой и прочим — наподобие коровьих. «Если в начале 2000-х размер ферм в Голландии не превышал восьмисот голов, то в 2014 году ферм размером меньше двух тысяч голов уже не было. Среди новых проектов встречаются трех-, четырех-, пятитысячники», — рассказывает Тарас Кожанов, изучавший опыт этой страны на месте. Цель интенсификации очевидна: снижение издержек, повышение производительности (например, удойность коз в Европе за десять лет выросла в полтора раза) и в результате — компенсация упущенной выгоды молочников, связанной с квотированием производства коровьего молока. Важное условие взрывного роста козьей индустрии — гарантированный сбыт молока: под боком у той же Голландии, которая лидирует по темпам индустриализации козоводства, рынок Франции — крупнейшего в мире производителя козьих сыров.

России индустриальный путь в козоводстве тоже не заказан, и, по данным НИИ овцеводства и козоводства, есть уже пять таких проектов. Однако, побеседовав с акционерами двух из них — «Лукоза» и «Красной горки», я пришла к выводу, что их бизнес не сильно схож с бизнесом их европейских коллег — он намного сложнее.

Главное отличие в том, что российская индустриальная козья ферма должна иметь вертикально интегрированную структуру и диверсифицированный продуктовый портфель, со всеми вытекающими финансовыми и организационными рисками. Хотя в Европе и США фермы тоже стремятся иметь свою переработку и даже розницу, отличие все-таки есть: там при развитой инфраструктуре экономики владеть смежными активами можно в разной форме. По словам Тараса Кожанова, один его знакомый козовод в Голландии держит небольшой пакет акций перерабатывающего завода, которому он продает молоко. Другая популярная в Европе форма участия фермеров в переработке и сбыте продукции — кооперация. Но в России для крупного козовода или переработчика есть только один путь развития — стать агрохолдингом, а, возможно, еще и ритейлером.

Последнее стало в свое время неожиданностью для акционеров «Красной горки» отца и сына Игошиных. Они задумывали свой проект исключительно как производство премиального козьего сыра. В Европе этот бизнес выглядит очень красиво. «Вы там редко встретите сырников, которые делают все — и корма для коз, и молоко, и сыр, у них все поделено: даже после того, как сыродел сделал сыр, он его отдает другому сыроделу на вызревку», — рассказывает Кирилл Игошин (сын), коммерческий директор фермы. Но в России такое невозможно — здесь нет сыропригодного молока, поэтому для начала в 2013 году из Франции завезли стадо коз альпийской породы. У компании образовалось четыре бизнеса: производство кормов, козоводство, переработка молока и продажа. Только на то, чтобы подобрать кадры для всех направлений, ушло больше трех лет. «Профессионалов вменяемых по козоводству в стране нет. Пришлось всех обучать — зоотехников, ветврачей, не говоря уж о сыроделах, нанимать французов и платить огромные деньги, самим с головой уходить в это дело», — поясняет он. Кстати, что касается продуктового портфеля, если во Франции масса сыроделов не просто специализируются на одном продукте — сыре, а выпускают один единственный вид этого продукта, то «Красная горка» помимо множества сыров сейчас выпускает и молоко, и творог.

Итого ферма на тысячу голов дойных коз обошлась в 200 млн рублей, честно заработанных Игошиным-отцом в IT-бизнесе, при том что половина этой суммы была инвестирована до девальвации. Для сыроделия как такового потребовалось бы денег в три раза меньше. Но это еще не все. На нынешнюю осень акционеры наметили модернизацию фермы с целью удвоения мощностей: в прошлом году продажи выросли в три с половиной раза (объем выручки в компании не раскрывают), поэтому надо спешить занимать рынок. Кроме того, поскольку сеть супермаркетов «Азбука вкуса», где продается продукция «Красной горки», ограничена территориально регионами Москвы и Петербурга, компания начала создавать свою розницу — сырные лавки в городах-миллионниках, чтобы «пощупать спрос». Неудивительно, что о рентабельности бизнеса, которая, в теории, должна быть хорошей, Кирилл Игошин высказался так: «Вертикальная интеграция дает свои плоды, когда все очень здорово сделано. Первые пару лет мы бились на грани нуля, потому что все время возникали сбои по цепочке: то в кормлении, то в молоке, то в конечном продукте, то в сбыте». Из чего можно понять, что сегодня проект в операционном плюсе, но не слишком большом. О сроках окупаемости акционеры предпочитают вообще не говорить, как и не собираются брать кредитов. Видимо, деньги еще есть.

В отличие от «Красной горки», для «Лукоза», созданного в 2003 году как козоводческая ферма, модель агрохолдинга — с кормами и переработкой — с самого начала была более органичной. Сегодня в состав компании входят уже две фермы, всего на 6500 голов («Лукоз» в Марий Эл и «Лукоз Саба» в Татарстане), и Сернурский завод. При этом все четырнадцать лет своего существования холдинг балансирует между нехваткой козьего молока на рынке переработки и высокой ценой на него, повышающей рентабельность производителя. «Объективно в России козье молоко очень дорогое. Средняя цена закупки его Сернурским заводом — порядка 1,1–1,2 евро за литр, а средняя цена закупки молока в Голландии — порядка 60–70 евроцентов, — говорит Тарас Кожанов. По его словам, операционная рентабельность козьих продуктов тоже гораздо выше обычных молочных, и хотя в выручке холдинга они составляют не более 20%, в прибыли их доля достигает половины. При этом много козьего молока купить и переработать нельзя, потому что его нет.

Впрочем, для проинвестированного и хотя бы частично окупленного бизнеса, без высокой кредитной нагрузки, с налаженным сбытом, каковым является «Лукоз», это вполне комфортное состояние. Все козье молоко, которое он производит сам и закупает на стороне, составляет не более 15% переработки Сернурского завода. Завод догружает мощности коровьим молоком, и это позволяет ему иметь среднюю рентабельность 3–3,5%. Учитывая, что в покупку и модернизацию предприятия инвестировано примерно 200 млн рублей собственных средств начиная с 2003 года и что выручка у него относительно небольшая (только в 2016 году она резко — на 48% — выросла, в основном благодаря росту цен на коровье молоко, и достигла 1,1 млрд рублей), руководство холдинга приняло мудрое решение окупаемость этого проекта просто не считать.

Рентабельность ферм гораздо выше — около 40%. Например, ферма «Лукоз Саба» в прошлом году заработала 54 млн рублей выручки и 20 млн прибыли. С точки зрения окупаемости картина тоже невеселая: инвестиции в ее строительство в 2011–2014 годах составили 320 млн рублей, и деньги были заемные. Но заем этот особый — длинные и недорогие деньги, предоставленные правительством Татарстана под амбициозный проект, осуществленный по личной инициативе президента Рустама Минниханова. Если бы не эта поддержка, компания пошла бы по более привычному пути — купила бы старую ферму и отремонтировала ее, наподобие своей первой фермы, в два раза дешевле.

Между тем в этом году «Лукоз» вновь ощутил на себе заботу властей. Татарстанская ферма, судя по всему, послужила моделью работы с бизнесом для сменившейся недавно администрации Марий Эл, и та предложила козьему холдингу свою помощь в осуществлении новых инвестиций. Проект гигантской фермы на 10 тыс. голов и нового завода, общей стоимостью 600 млн рублей, который удвоит нынешние мощности холдинга, рассчитан на восемь лет и должен получить федерального квоту на льготное кредитование под 2,5%. Так административный ресурс нежданно-негаданно стал заменять «Лукозу» отсутствие нормального кредита. Впрочем, если Москва по какой-либо причине не даст квоту Марий Эл, все пойдет обычным чередом и проект растянется не на восемь, а на восемнадцать лет.

«Лукоз» — образец промышленной козьей фермы 26-03.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ АГРОХОЛДИНГА «ЛУКОЗ»
«Лукоз» — образец промышленной козьей фермы
ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ АГРОХОЛДИНГА «ЛУКОЗ»

 

Козьи мытарства

 

По оценке Тараса Кожанова, сделанной на основе норматива потребления молока, сейчас «Лукоз» кормит молочной продукцией — и козьей, и коровьей — 200 тыс. человек. Умножаем 200 тысяч на пять — количество индустриальных козьих проектов — и получаем миллион человек. Это максимальное число потребителей продукции промышленных козоводов. Даже с учетом быстрого роста сегмента (по оценкам ритейлеров и производителей, около 30% в год) и возможного появления в ближайшем будущем еще нескольких ферм, нетрудно представить, сколько лет пройдет до того счастливого момента, когда козье молоко станет действительно общедоступным продуктом.

Между тем сами по себе козы размножаются быстро, и стоит коза в несколько раз дешевле коровы. Поэтому козы так популярны среди владельцев личных подсобных хозяйств и небольших ферм: в любой момент можно развернуть производство или, наоборот, свернуть. При правильной политике в благоприятной среде хотя бы часть этих хозяйств обязательно превратится в полноценных поставщиков козьей продукции на прилавки магазинов. Нечто подобное можно видеть в США, где крупных козьих ферм мало, зато много небольших ранчо — до 300 голов, со своей переработкой и даже с собственной маленькой розницей, состоящей из двух-трех магазинчиков в ближайших городах. И, по сути дела, эта модель уже реализована некоторыми российскими козоводами. Среди моих респондентов такими оказались КФХ Юрия Панченко и «Золотой альянс» Ларисы Конновой (Саратов), к этому стремится КФХ Сухановой, и в этой же нише находилась ферма «Надежда». С той разницей, что своя розница есть лишь у «Золотого альянса».

Проблема в том, что бизнес-среда для фермерства у нас и в целом-то неважная, а с учетом специфики козьего рынка ее влияние зачастую бывает фатальным. Причем проблемы начинаются как раз в тот момент, когда ферма достигает размеров 200–400 голов и становится заметным игроком рынка, вступает в отношения с небольшими розничными сетями. Здесь ее подстерегают разные инфраструктурные нестыковки.

На первом месте для козьих ферм стоит земля. Это о ней взывала по телефону Лариса Суханова, задыхающаяся от безземелья. При норме пастбища 1 га на козу КФХ Сухановой со стадом более 200 голов арендует всего 25 га. Поэтому ферма вынуждена закупать на рынке большую часть кормов, а отсюда — рост себестоимости молока и падение рентабельности бизнеса. При этом попытки Сухановой получить в аренду дополнительный участок отвергаются районным начальством под предлогом необходимости урегулирования земельного вопроса: в Подмосковье, дескать, полно частновладельческой или бесхозной земли, заросшей колючками, и вот, наводится порядок. Непонятно только, почему это должно противоречить оформлению аренды конкретного участка, у которого, как утверждает Суханова, нет хозяев. И вообще, козоводов интересуют ведь не пахотные земли, а неудобья.

Но земельный вопрос остро стоит не только в Подмосковье, где это еще как-то объяснимо. По словам Ларисы Конновой, арендующей в Саратовской области 14 га при размере фермы 400 голов, у них в области распространена практика, когда пастбища раздают людям, не имеющим скота, зато для реальных скотоводов «земли нет». Неоднократные обращения лично к губернатору ничего не дают, так и приходится закупать корма целиком — от зерна до сена.

Об отсутствии доступного кредита для фермеров не стоит и говорить. По этому поводу опытный финансист Лариса Коннова усмехается: «Когда я прихожу в банк за кредитом, они требуют, чтобы у меня на счету в качестве гарантии была сумма, равная сумме займа. Я что-то не пойму: если у меня есть эта сумма, зачем мне тогда идти в банк?» В сообщениях с мест часто встречаются новости о том, что фермерам выдают гранты на развитие бизнеса. Юрий Панченко только что получил такой грант — 9 млн рублей на расширение фермы с нынешних 150 до 400 голов при условии, что он вложит еще свои 4 млн рублей. Он доволен. А Ларисе Сухановой не повезло. Грант — 10 млн рублей — ей дали еще в 2010 году, на цех по переработке молока. Однако этих денег хватило только на коробку, а потом случилась девальвация, и, чтобы поставить оборудование, теперь надо еще как минимум столько же. Но грантов больше не дают.

Как ни странно, однако и без земли, и без кредита фермеры продолжали работать. Но что заставило решительно уйти с рынка нескольких его старожилов, так это грядущее нововведение в области «контроля качества» фермерской продукции. С 1 января 2018 года все производители должны будут оформлять в электронном виде ветеринарные сертификаты. Казалось бы, что такого? А вот что. Столько раз, сколько фермер отпустит партию товара продавцу, он должен будет ему предоставить бумажку на каждую товарную позицию. В ней будет написано, что продукт произведен в благополучной по инфекционным заболеваниям местности. Система называется «Меркурий». Она подкосила супругов Красильниковых и, возможно, стала последней каплей для такого непотопляемого монстра, как ферма «Надежда».

«Эта система меня убивает, — возмущается и Лариса Коннова. — И разработчики еще вводят в заблуждение президента Путина, что это якобы не отразится на себестоимости продукции. Как же не отразится? Одно свидетельство стоит 67 рублей. У меня широкий ассортимент продукции. У меня восемь покупателей, они берут продукцию часто и мелкими партиями, причем ночью, чтобы утром была свежая молочка в магазине. Я что, должна буду ночью ветеринара вызывать? Нанимать человека выписывать эти свидетельства? Ставить ему компьютер, интернет?» При этом, по ее словам, ветеринарный сертификат на сырое молоко, которого, по логике, достаточно и который фермеры и так уже получают, технический регламент на выпуск продукции, результаты лабораторных испытаний уже никого не интересуют. Просто появилась новая игрушка для администрации.

Сыроварня «Козы и Компания» («Красная горка») специализируется на производстве традиционных французских козьих сыров 26-04.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО KO & CO
Сыроварня «Козы и Компания» («Красная горка») специализируется на производстве традиционных французских козьих сыров
ПРЕДОСТАВЛЕНО KO & CO

 

Козий рай

 

Существует еще одна модель козьей фермы, которая здесь не была описана, но которая сочетает устойчивость с хорошей рентабельностью и традиционные технологии — с современными. С хозяйкой фермы я познакомилась через интернет, заодно заказав у нее продукцию на пробу. Галина Васнева — так зовут фермера — сообщила, что они с мужем, бывшие москвичи, в 2009 году продали свой малый бизнес и отправились семьей искать место в России, «в лесном краю», где «пахнет русским духом». И набрели на деревню Илешево где-то на границе Костромской и Вологодской областей, в 700 километрах от Москвы. Там они поселились. А в километре оттуда, на холме, в заброшенной деревне из шести домов, которую они купили целиком, разместили ферму. Электричества на ферме нет, из оборудования — два налобных фонаря и два «станка» для доения. Стадо состоит из 22 дойных коз и 11 молодых козочек. Доят коз Галина с мужем вручную. Парное молоко, пока оно сохраняет все полезные качества, замораживают в бутылочках по 300 мл и раз в две недели отвозят в Москву, где два их сына-студента развозят его клиентам по квартирам. Заказы принимаются по телефону и интернету. Сайт фермы ведет их старшая дочь, которая живет в Англии.

Проблем с землей, как легко догадаться, у фермы не существует, впрочем, 9 га оформлены в собственность. Козы пасутся круглый год и поэтому ничем не болеют. Себестоимость молока низкая, а цена — розничная, московская. Поэтому в планах у фермы — расти. Правда, пока не вширь, поскольку более тридцати дойных коз Галине с мужем вдвоем не обслужить, а нанимать работников они не готовы. Расти — вглубь, то есть в переработке. Часть молока Галина и сейчас пускает на изготовление сыров, но, по ее словам, сырный ассортимент можно «увеличивать до бесконечности».

Единственный «пункт программы» фермы, вызывающий сомнения, — это то, что Галина называет их мечтой: чтобы семейная ферма выросла в главное предприятие района, на котором могли бы трудиться десятки человек и не уезжать из родных мест в поисках заработка. Предприятие будет выпускать артизанские сыры, конечно, из козьего молока. Местные власти ей нравятся, и она рассчитывает получить грант. То есть, судя по всему, на этой ферме не слышали про систему «Меркурий».