Судьба «Квадрата»

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
16 октября 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Споры по поводу того, какая именно картина является главным символом русского изобразительного искусства, не утихнут никогда. Но один из самых очевидных претендентов на этот титул — «Черный квадрат» Казимира Малевича. Не только потому, что это одна из самых известных работ из всех когда-либо написанными русскими художниками, но и в силу огромного влияния, оказанного ею на изобразительное искусство в целом.

Екатерина Кудрявцева, профессор Стетсонского университета, подробнейшим образом анализирует историю возникновения картины и ее продвижения на Западе. Она рассказывает о соперничестве между русскими художниками-авангардистами начала века за репутацию лидера нового направления в искусстве. И складывалась она, как и сейчас, из участия в выставках (ключевой в данном случае была «0,10» в 1915 году, где и явили миру супрематизм) и формирования мнения пула самых влиятельных критиков, как российских, так и зарубежных. Для международной репутации Малевича едва ли не решающим шагом стала поездка в Германию: он привез с собой 15 работ и оставил их там, рассчитывая в скором времени вернуться. Но выехать за границу ему больше не пришлось. Более того, после возвращения его дважды арестовывали и обвинили сначала в шпионаже, а потом в антисоветской пропаганде.

Показательна приведенная в книге история приобретения «Черного квадрата» Инкомбанком. По документам, он купил картину в 1993 году, оценив в 250 тыс. долларов. В 2002-м комитет кредиторов обанкротившегося к тому времени банка решил продать ее за миллион долларов государству, несмотря на то что Зураб Церетели предлагал за нее десять миллионов. В итоге миллион заплатил Владимир Потанин и передал ее Эрмитажу.

 

Кудрявцева Екатерина. Казимир Малевич: метаморфозы «Черного квадрата».  М.: Новое литературное обозрение, 2017.  416 с. Тираж 1000 экз.