Экс-президент Грузии и бывший губернатор одесской облгосадминистрации Михаил Саакашвили сдержал свое обещание, и 17 октября под стенами Верховного совета Украины стартовали акции протеста. Формально их участники предъявляют властям следующие требования: отменить депутатскую неприкосновенность, преобразовать избирательное законодательство, сделав партийные списки открытыми, и создать антикоррупционный суд. Кроме того, Саакашвили требует от президента Украины Петра Порошенко невозможного — продать собственный бизнес, превратившись из олигарха в политика, и посадить своих коррумпированных соратников. Продать бизнес и посадить трех ближайших соратников по примеру президента Сингапура Ли Куан Ю — это Порошенко обещал сделать три года назад, когда стремился занять президентское кресло. Став президентом, Петр Алексеевич резко охладел к идеям кандидата в президенты Украины Петра Порошенко и больше не вспоминал о них. Более того, эти идеи настолько разонравились ему, что он лишил украинского гражданства Саакашвили, бесконечно напоминавшего о сорвавшихся с уст обещаниях. Действительно, глупо продавать предприятия, начавшие стремительно наращивать прибыль, как только их владелец занял президентское кресло. Еще глупее посадить в тюрьму ближайших друзей, которые при помощи простого админресурса творили в бизнесе настоящие чудеса.
Михаил Саакашвили, по закону не имеющий права быть президентом Украины, моментально сплотил вокруг себя всех недовольных Петром Порошенко — от политиков до олигархов. Он нарушил высочайшее предписание не появляться на Украине — и сделал это с особым цинизмом, объявив о своем прибытии заранее и пройдя сквозь строй не желающих вмешиваться в барские забавы силовиков. Стремясь не допустить акций протеста у Верховной рады, Порошенко снова действовал с грацией носорога: согнал под стены парламента массу силовиков. Во всех странах, вне зависимости от их политического устройства, полиция избивает демонстрантов. На Украине все наоборот — демонстранты избивают полицейских. Начало это «славной» традиции было положено еще во время прошлого Майдана, когда те, кто кидал в полицию камни и коктейли Молотова, стали героями, а правоохранителей новая власть объявила преступниками. Их тогда ставили на колени, заставляя публично извиняться перед «революционерами», увольняли и тащили в суд. Защищать власть — дело неблагодарное, этот урок хорошо выучили на Украине. Вывести силовиков на улицы Киева можно — нельзя заставить их разгонять демонстрантов. Противостояние 2014 года между правоохранителями и атакующими их демонстрантами сводилось к битве за контроль над правительственным кварталом, куда пытались прорваться митингующие. Сегодня это стратегически важное место уже занято протестующими, и все важнейшие здания у них под рукой. От Верховной рады до здания Кабинета министров менее ста метров, а от Кабмина до здания администрации президента, где расположен офис Петра Порошенко, не более пятисот.
Около здания Рады разбит палаточный городок, где круглосуточно находятся протестующие. Вялые попытки силовиков не допустить установки палаток или потеснить митингующих были жестко пресечены «отрядами самообороны», сформированными, в частности, руководителем батальона «Донбасс» Семеном Семенченко. Если кто-то из силовиков имел неосторожность распылить газ или ударить резиновой дубинкой демонстранта, специально обученные митингующие выдергивали этого полицейского из строя и уводили для «разъяснительной беседы». Оставшиеся полицейские, смотревшие на это с растерянным и перепуганным видом, могли помочь излишне активному коллеге лишь тем, что через пять-десять минут грузили его на носилки кареты скорой помощи.
Пока между протестующими, делающими вид, что это мирный протест, и властью, делающей вид, что она разрешила митинговать и что-то контролирует, установилось временное перемирие. Порошенко в очередной раз показал: рассчитывать ему не на кого. Силовики формально выполняют его приказы, но с такой неохотой, что это больше походит на «итальянскую забастовку». Протестующие, в свою очередь, пребывают в шаговой доступности от трех центров власти, которые некому защищать. И если власть не пойдет на выполнение их ультиматума, то ничего другого не останется, кроме как зайти в эти здания и взять власть в свои руки. При этом опыт Виктора Януковича, который наивно согласился на досрочные выборы, показывает: выполнение ультиматумов оппозицию не интересует, оно, напротив, только побуждает их действовать быстрее.