Серийное производство этой модели (трактор в народе уже успели прозвать «Кирюшей») мощностью 240 л. с. началось в сентябре. Эта машина стала базовой моделью новой линейки тракторов «Кировец» К-4 третьего и четвертого тяговых классов, которая будет выпускаться в мощностном диапазоне 200–280 л. с. Раньше Петербургский тракторный завод (ПТЗ; дочернее предприятие АО «Кировский завод») выпускал только тяжелые трактора пятого–восьмого тяговых классов, теперь же решил разнообразить модельный ряд, учитывая потребности российских крестьян.
Впрочем, ПТЗ не прочь поиграть и на чужом поле: на этой неделе К-424 будет представлен публике на крупнейшей мировой выставке сельскохозяйственной техники Agritechnica в Ганновере. В планах предприятия поставлять до трети произведенных машин на экспорт.
Его ждали
Новой и эффективной сельхозтехники в России не хватает — как тракторной, так и комбайновой. Сергей Серебряков, гендиректор ПТЗ, приводит статистику Минсельхоза: тяговооруженность на один гектар в России — примерно полторы лошадиные силы, в то время как в Белоруссии и Казахстане — пять, в Европе — около девяти, в США — 12. Наше отставание негативно влияет на качество и себестоимость зерна, на сроки посевной и уборочной. В стране дефицит энергонасыщенных тракторов: на нынешний объем посевных работ их должно быть около 60 тыс., а есть только 28 тыс., причем примерно 22 тыс. единиц из них — старше десяти лет.
Новый легкий «Кировец» — это единственный спроектированный и производимый в России энергонасыщенный трактор четвертого тягового класса. Заказчиком проекта К-424 стал Минпромторг, который выделил возвратный заем в размере 50 млн рублей, а в целом инвестиции составили 3,5 млрд рублей. Трактор получился действительно российским: от инженерно-конструкторских работ до сборки. Комплектующие отечественные: электроника, гидравлическая система, трансмиссия. И двигатель наш — производства Ярославского моторного завода.
ПТЗ — одно из немногочисленных российских машиностроительных предприятий, которое имеет полный технологический цикл со всеми переделами и возможности сокращать долю импортных комплектующих и повышать локализацию производства. Здесь есть кузнечный, литейный цеха, инструментальное производство, сварочно-механический и сборочный цеха, трансмиссионное производство. «Мы первый завод сельхозмашиностроения, который сделал собственную автоматизированную коробку, — рассказал Сергей Серебряков. — Наша задача — сделать полный автомат, который умеет обращаться с двигателем и подбирать скоростные и тяговые режимы под конкретные полевые или дорожные условия. Для этого мы и вкладываем в механообрабатывающее трансмиссионное производство».
Завод планирует инвестировать в этом году значительные средства в создание нового цеха по производству автоматизированных трансмиссий для специальной и тракторной техники, которые будут поставляться и на рынок.
Пахать с комфортом
Петербургский тракторный завод с начала 1960-х годов производит легендарные «Кировцы», которые в свое время были востребованы не только в России, но и за рубежом, особенно в странах с большими пахотными площадями вроде США и Канады.
Сегодня ПТЗ выпускает уже восемь модификаций «Кировца» серии К-744Р мощностью от 300 до 450 л. с., а также 17 видов дорожно-строительных и специальных машин. В сегменте тракторов мощностью более 300 л. с. Петербургский тракторный завод занимает, по собственным оценкам компании, 70% рынка. А вот в сфере производства маломощных энергонасыщенных тракторов ему еще предстоит побороться за лидерство. Здесь представлено много игроков международного масштаба — John Deere, Claas, New Holland, Terrion, а еще «коллеги» по СНГ — Харьковский тракторный завод (продукция которого по понятным причинам уже не так доступна) и Минский тракторный завод. К счастью, китайцы пока подобной техники не делают. Преимуществом тракторов ПТЗ станет цена (5,1 млн рублей), которая будет на 40–50% ниже, чем у крупных западных тракторных брендов, и примерно на 500 тыс. рублей меньше, чем у украинских и белорусских производителей. Это интересное для рынка предложение, считают на заводе: технические характеристики трактора будут на уровне западных производителей, но при этом несколько выше, чем у соседей, — за счет того, что у трактора ПТЗ больше опций.
У К-424 полный привод, коробка-автомат, есть система позиционного регулирования навесного оборудования, возможность установки и передней, и задней навески, лифтового устройства, мощная гидравлическая система с параметрами, которые лучше, чем у конкурентов. Все сделано красиво: машина управляется джойстиком в электронном режиме — не придется тянуть за рычаги, а тракторист будет сидеть в комфортной кабине с климат-контролем.
Главным фактором конкурентоспособности трактора на ПТЗ называют не цену, а технический уровень, надежность машины и возможность агрегирования с современными агротехнологиями. К-424 способен агрегироваться со всеми сельхозорудиями четвертого и даже пятого тягового класса, то есть машина, как пояснил г-н Серебряков, изготовлена «с запасом». Немаловажно и то, что этот 11-тонный (в снаряженном состоянии) трактор довольно маневренный благодаря конструкции сочлененно-шарнирной базы. При этом он может передвигаться по дорогам общего пользования без специального разрешения.
Потребность в тракторах третьего и четвертого тяговых классов составляет, по оценкам Сергея Серебрякова, около 2000 единиц в год. ПТЗ нацелился на половину — сейчас завод имеет производственные мощности по выпуску 1000–1200 тракторов К-424 в год, но намерен их увеличивать.
Как уже сказано, до 30% тракторов планируется поставлять на экспорт. К-424 делает первые шаги за рубеж — начались поставки в Казахстан и Белоруссию. После участия в ганноверской выставке трактор повезут в Чехию, где он будет сертифицироваться вместе с другой моделью ПТЗ — К-743, чтобы ее можно было поставлять в страны Восточной Европы.
Свой трактор ближе к полю
Между тем на родине у нового трактора, разработанного специально для малых и средних фермерских хозяйств, судьба может сложиться очень неплохо — наши фермеры нуждаются в недорогой качественной технике. По оценкам Вячеслава Телегина, председателя совета директоров Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, до 60% техники, которую используют в российских хозяйствах, — устаревшие машины. Отечественная техника существенно дешевле импортной, которая после девальвации стала еще дороже, особенно если пользоваться лизинговыми программами. К тому же, отмечает г-н Телегин, не всякий импортный трактор подлежит в России техническому обслуживанию. Иногда приходится искать дорогостоящие запчасти за рубежом.
Как энергонасыщенный трактор, К-424 способен заменить сразу несколько маломощных и потому предназначен скорее для хозяйств среднего масштаба — от тысячи гектаров, с сотнями голов скота, считает Тарас Кожанов, гендиректор фермы «Лукоз Саба» (один из крупнейших заводчиков коз в России). Для маленького фермера он может оказаться все-таки слишком дорогим.
«Выглядит “Кирюша” неплохо — нет ощущения, что эта техника сделала в России, — комментирует Кожанов. — Рынок у этой машины есть. Мы, возможно, взяли бы ее, особенно учитывая, что покупка российских машин субсидируется. Ну а дальше начинаются вопросы, как она будет работать и насколько часто ломаться. Особенность сельхозтехники в том, что она полноценно функционирует сорок-пятьдесят дней в году и в этот период должна сработать идеально. В целом российская сельскохозяйственная техника в последние годы стала гораздо лучше и достигла больших успехов по сравнению с тем же гражданским автопромом».
Евгений Авдеев, глава КФХ «Виктория» (Липецкая область), готовится к покупке К-424: его устроила цена. Выбор прост: один John Deere или два «Кирюши». А ведь импортные тракторы тоже ломаются. Новая машина ПТЗ почти не отличается по мощности от харьковского Т-150, но в целом по качеству и компоновке пока лучше, считает г-н Авдеев. Если же брать большой «Кировец», то для хозяйств до тысячи гектаров это нерентабельно: на полную мощность он работать не будет, хотя и выполнит все работы быстрее. Да и «обвес» к нему нужно покупать дорогой. «Кирюшу» Евгений Авдеев называет удобным «промежуточным» вариантом.
Минсельхоз прогнозирует, что продажи зерноуборочных комбайнов и тракторов в России будут расти по меньшей мере до 2020 года. А спрос на российскую технику увеличивается благодаря эффекту девальвации и госпрограмме субсидирования покупки отечественной сельхозтехники. «Поэтому мы активно инвестируем, — отмечает Сергей Серебряков. — В сельское хозяйство стали много вкладывать в последние годы, в том числе государство. Спрос на технику будет расти, и мы должны быть к этому готовы».