На крючке у Мюллера

Дмитрий Гавриленко
редактор новостей Expert.ru
6 ноября 2017, 00:00

В поисках «российского следа» американские ястребы начали копать под Дональда Трампа из Украины

С момента президентских выборов в США прошел год, но борьба за пост президента не утихает
Читайте Monocle.ru в

  

— Всё настолько глупо и непрофессионально,

что работать практически совершенно невозможно.

Невозможно понять логику непрофессионала.

Генрих Мюллер («Семнадцать мгновений весны»)

У специального прокурора по расследованию вмешательства России в президентские выборы США 2016 года Роберта Мюллера две новости, одна из которых, как водится, «хорошая», а вторая не очень. Мюллер может похвастаться первыми результатами и даже первыми задержанными — Пола Манафорта, бывшего главу предвыборного штаба Дональда Трампа, и его заместителя Рика Гейтса поместили под домашний арест. Несколько омрачает достигнутые успехи тот факт, что фигурантов обвиняют в действиях, не имеющих отношения ни к России, ни к президентским выборам в США, но дают следователям теоретический шанс «выбить» из обвиняемых любые показания по «российскому делу».

Своевременный рудимент XVIII века

Верит ли американская элита, что «российское вмешательство» решило исход американских выборов, либо это удобный повод поставить на место президента, чуждого обеим ведущим американским партиям, уже не важно — кампания против России стала объектом фетишизма. Сами США, даже если мы забудем о примерах прямого военного вмешательства, не сильно ограничивают себя в политической активности за рубежом. Американцы создают массу некоммерческих организаций по всему миру, занимаются «обучением» начинающих иностранных политиков, официальные представители Вашингтона считают своим долгом встречаться не только с властями любой страны, но и с представителями оппозиции. Всем памятно, как в 2012 году посол США в России Майкл Макфол, приехавший на встречу с российскими оппозиционными лидерами, искренне возмущался из-за просьбы журналистов рассказать о повестке встречи. «Это дикая страна оказалась, это ненормально, так не бывает у нас, не бывает в Англии, не бывает в Германии, не бывает в Китае — только здесь и только с вами!» — кричал тогда посол США в России. Встретиться с кандидатом в президенты другой страны, можно сказать, обязанность американского посла, и при этом никто не считает происходящее вмешательством в выборы.

В свою очередь законодательство США — акт Логана 1799 года — запрещает частным лицам вести переговоры с официальными представителями иностранных государств, имеющими разногласия с Соединенными Штатами. Джордж Логан, чьим именем назван закон, не был его автором. Напротив, к появлению этого законодательного акта привели его «ужасные» поступки. США, получив независимость, тут же умудрились испортить отношения с Францией, поддержавшей их в войне с бывшей метрополией. Джордж Логан отправился во Францию как частное лицо и сумел снизить градус напряжения между двумя странами. Но полномочий не имел. В Вашингтоне отреагировали запретом на такие контакты.

Вот под этот странный закон конца XVIII века формально и подпадали контакты сотрудников предвыборного штаба Дональда Трампа с послом России в США Сергеем Кисляком — правда, при условии, что стороны вели переговоры о внешней политике США. Первой жертвой разоблачений в феврале 2017 года стал Майкл Флинн, к тому времени советник президента по национальной безопасности. Он был вынужден уйти в отставку. Позже выяснилось, что во время избирательной кампании с российским послом контактировали также зять и советник президента Трампа Джаред Кушнер и генпрокурор Джефф Сешнс. Последним стал Джордж Пападопулос, который в предвыборном штабе Трампа был советником по внешней политике. Он пошел на сделку с правосудием и признал себя виновным в даче ложных показаний ФБР об общении с иностранцами, в том числе с гражданами России.

Дональд Трамп, будучи кандидатом в президенты США, не встречался с российским послом, но имел неосторожность высказываться в пользу улучшения российско-американских отношений. Речь шла не об уступках со стороны США, а об отстаивании американских интересов. Например, Трамп утверждал, что совместная борьба с терроризмом принесет пользу обеим странам. Если сотрудники предвыборного штаба Трампа и нарушали старый и довольно странный акт Логана, то их целью было желание как можно раньше войти в курс международных проблем и, в случае победы на президентских выборах, немедленно взяться за их решение. При этом очень важны не только темы, обсуждаемые во время встреч, но и то, с какой целью их проводили сотрудники избирательного штаба Трампа. Если они не вели переговоры от лица США, а просто хотели прояснить российскую позицию по ключевым вопросам, то в таком случае не нарушен даже памятник юридической архитектуры XVIII века. В любом случае эти встречи не могли оказать никакого влияния на результаты американских выборов при всем желании их участников.

Политтехнолог Пол Манафорт 48-02.jpg JOSE LUIS MAGANA CREDIT — AP/ТАСС
Политтехнолог Пол Манафорт
JOSE LUIS MAGANA CREDIT — AP/ТАСС
Спецпрокурор Роберт Мюллер 48-03.jpg DOULIERY OLIVIER/ABACA CREDIT — ABACA PRESS/ТАСС
Спецпрокурор Роберт Мюллер
DOULIERY OLIVIER/ABACA CREDIT — ABACA PRESS/ТАСС

Открытие сезона охоты

Американские СМИ, симпатизировавшие Хиллари Клинтон, давно убедили не только читателей, но и самих себя во всесильности Москвы, назначающей президентов США. Многим казалось, что доказательства коварного плана Кремля просто лежат на поверхности, достаточно лишь начать расследование.

В мае этого года спецпрокурором по «российскому следу» стал бывший директор ФБР Роберт Мюллер. И если в начале официального расследования из уст представителей Демократической партии можно было часто слышать слово «импичмент», то за прошедшие семь месяцев энтузиазма у противников Трампа поубавилось. Одного зомбирования общественного мнения через СМИ оказалось недостаточно для начала юридических процедур. Большие надежды сторонники Клинтон возлагали на «русских хакеров», якобы решивших исход американских выборов.

Журнал New York, симпатизирующий Хиллари Клинтон, даже утверждал, что хакеры изменили результаты голосования в нескольких штатах, но не привел при этом никаких доказательств. Более консервативный журнал National Review опубликовал статью президента Центра по предотвращению преступности Джона Лотта, который говорил, что машины для голосования не подключены к интернету, поэтому удаленно взломать их невозможно. Тогда сторонники Клинтон, продолжавшие с маниакальной настойчивостью искать виновников своих неудач в России, несколько сместили акценты. Новая версия звучала так: прямого вмешательства в процесс голосования не было, но исход выборов решили косвенные факторы. Например, Демократическая партия США фальсифицирует результаты праймериз в пользу Хиллари Клинтон, пытаясь отстранить от участия в выборах Берни Сандерса, и WikiLeaks публикует эти данные. Повлиял ли факт мошенничества сторонников Клинтон на результат выборов? Безусловно! Но при чем здесь вмешательство России? Впрочем, идеальная формула ответа на любую рефлексию выглядит просто: «Вы нарушали закон?» — «Не важно, об этом первыми узнали русские хакеры, давайте это обсудим!».

Еще одной темой, связанной с предполагаемым вмешательством, стали социальные сети. «Я распорядился, чтобы мы передали Конгрессу рекламу, обнаруженную нами», — отрапортовал глава Facebook Марк Цукерберг в сентябре этого года. Facebook удалось обнаружить якобы 470 фальшивых аккаунтов, около трех тысяч рекламных сообщений, на общую сумму 100 тыс. долларов. Причем из 100 тыс. долларов только 46 тыс. оказались потрачены до выборов. Очевидно, анонимные и коварные политтехнологи не оставляли надежды повлиять на голосования, пока не были потрачены все бюджеты. Сумма в 46 тыс. долларов выглядит комично в сравнении с общим рекламным бюджетом избирательной кампании — штабы Клинтон и Трампа совокупно потратили на рекламу в Facebook более 81 млн долларов.

Впрочем, под давлением американских «ястребов» главы крупнейших интернет-корпораций быстро изменили свои данные на более впечатляющие. Первого ноября представители Facebook, Twitter и Google дали показания в нескольких комитетах Конгресса и обнародовали новые цифры. Facebook приметил 80 тыс. постов, которые перепостили 29 млн человек и прочитали 126 млн. Twitter обнаружил 131 тыс. постов с сентября по ноябрь прошлого года, а 36 тыс. «русских ботов» настрочили 1,4 млн твитов. Google все еще скромничает. «Вредоносной рекламы» от русских выявлено на 4700 долларов. А также 1100 видео и 18 каналов на YouTube, которые посмотрели 309 тыс. человек. О методиках подсчета и критериях «русского следа» ничего не сообщается, так что надо будет — найдут еще больше. Кроме того, одно дело «политическая реклама в СМИ», другое — высказывание на личных страницах в твиттере и фейсбуке, что никоим образом не подпадает под юридические ограничения относительно правил проведения предвыборной кампании. Ваше мнение может кому-то не нравиться, но интернет не является американской собственностью.

 48-04.jpg

Украинское направление

Столкнувшись с невозможностью доказать, казалось бы, очевидное, но невероятное из-за отсутствия реальных фактов, опытный следователь Роберт Мюллер не стал впадать в отчаяние и решился на обходной маневр. Подобно вермахту, не сумевшему с наскока взять Москву, Мюллер спустя полгода развернул наступление через Украину. Спецпрокурор начал расследовать президентские выборы на Украине 2010 года. Целью столь странной, на первый взгляд, перемены профессионального интереса было пленение талантливого политтехнолога Пола Манафорта, который возглавлял избирательный штаб Трампа.

Манафорт — ветеран американских избирательных кампаний, начинавший свою карьеру политического советника еще в 1973 году в команде кандидата в президенты Джеральда Форда. Президент США Рональд Рейган назначил Манафорта заместителем директора Исполнительного офиса президента США (аналог российской администрации президента). Кроме огромного опыта проведения избирательных компаний Пол Манафорт обладает и особым талантом. Если для обычного политтехнолога избирательная кампания была искусством возможного, то Манафорт делал и невозможные вещи.

Например, на Украине. Когда Виктор Янукович проиграл «третий тур» президентских выборов Виктору Ющенко в 2004 году, но вновь решил участвовать в президентских выборах 2010 года, большинство политтехнологов считало, что шансов у него нет. Далеко не Цицерон, путающий поэта Анну Ахматову со спонсором его партии олигархом Ринатом Ахметовым, Янукович не был подарком для идеологов избирательной кампании. «Улучшать имидж Януковича — это как красить губы свинье», — заявил тогда ответственный в Госдепартаменте за Россию и Украину Дэвид Кремер. Но Пол Манафорт согласился быть политическим советником Януковича, и они одержали победу на президентских выборах над Юлией Тимошенко.

После бегства президента с территории Украины в 2014 году в руки новых властей Украины попала так называемая амбарная книга Партии регионов. Официальный Киев, уверенный в победе Хиллари Клинтон на президентских выборах в США, решил оказать ей услугу и заявил, что готов предъявить записи о выплате Полу Манафорту 12,7 млн долларов, которые тот не задекларировал в США. Манафорт, занимавший тогда пост главы предвыборного штаба Дональда Трампа, заявил, что это не соответствует истине, но все-таки был вынужден уйти в отставку.

Воспользовавшись этим поводом, Роберт Мюллер выдвинул обвинение против политтехнолога, состоящее из 12 пунктов: сговор против США, сговор с целью отмывания денег, незарегистрированный агент иностранного принципала, ложные или вводящие в заблуждения заявления в рамках закона «О регистрации иностранных агентов», а также семь случаев отсутствия представления отчетов об иностранных банках и финансовых счетах. По совокупности преступлений Полу Манафорту может грозить до 80 лет тюремного заключения. Он был помещен под домашний арест, но спустя два дня отпущен под залог в 10 млн долларов.

Столь пристальное внимание к давно, казалось бы, забытой истории объясняется только одним: Пола Манафорта будут шантажировать практически пожизненным заключением. В обмен на свободу или меньший срок ему предложат заключить сделку со следствием, то есть дать показания по «российскому вмешательству». При этом следователей явно не устроят показания, из которых будет следовать, что вмешательства не было.

Сила мифа

Дональд Трамп, который уже высказался в том духе, что это обвинение не имеет никакого отношения к его избирательной кампании, понимает, куда клонит старина Мюллер. Теоретически президент США может уволить спецпрокурора, но такой шаг (к слову, когда-то предпринятый президентом Ричардом Никсоном) лишь приведет к новым обвинениям президента в препятствовании правосудию. «Президент США Дональд Трамп не намерен и не планирует увольнять спецпрокурора Роберта Мюллера, который занимается расследованием предположительных связей команды республиканца с Россией в период предвыборной кампании в 2016 году, — заявила в понедельник пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс. — Как мы уже говорили, настоящий скандал со сговором касается кампании Хиллари Клинтон». Таким образом, Трамп дает понять, что он может и изменить свое великодушное поведение, когда после победы на президентских выборах он высказался против преследования своей соперницы за прошлые прегрешения.

«Вмешательство России» в американские выборы из поствыборного мифа превратилось в жуткую реальность деградирующей американской политической системы. Расследование этого дела постепенно обрастает все новыми подробностями и поворотами и потенциально способно сожрать своих инициаторов. Его жертвой уже стали российско-американские отношения. Дональд Трамп, опасаясь очередных упреков в симпатии к России, вынужден полностью их заморозить. Сегодня можно предположить, что в случае победы Клинтон контакт между Москвой и Вашингтоном мог бы быть даже более конструктивным.