Пять ступенек вверх в странном рейтинге

6 ноября 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Россия за истекший год поднялась на пять ступенек в рейтинге легкости ведения бизнеса (ЛВБ) Мирового банка — теперь она 35-я из 190 обследованных стран, потеснив на 36-е место своего соседа по ЕАЭС Казахстан. К тому же мы лучшие в БРИКС: ЮАР заняла 82-е место, Китай — 78-е, Индия — 100-е, Бразилия —125-е. Ну а первые два места в списке второй год подряд занимают Новая Зеландия и Сингапур.

Россия улучшила свои показатели по 6 критериям легкости ведения бизнеса из 10, анализируемых Мировым банком в одноименном рейтинге 03-01.jpg
Россия улучшила свои показатели по 6 критериям легкости ведения бизнеса из 10, анализируемых Мировым банком в одноименном рейтинге

Среди сюрпризов верхней части списка девятое место Грузии, скакнувшей сразу на семь позиций вверх, теперь она обгоняет замыкающую первую десятку Швецию — и 11-е место Македонии, умудрившейся расположиться впереди Эстонии и Финляндии. Эти казусы свидетельствуют о том, что рейтинг сфокусирован на чертах бизнес-климата, связанных со степенью жесткости и сложности бюрократических процедур, сопровождающих рождение и развитие компаний. Коррупция, уровень квалификации рабочей силы, близость экономики к крупным рынкам, качество услуг инфраструктуры (кроме касающихся ведения международной торговли и получения электроэнергии), защита собственности от краж и грабежей, прозрачность государственных закупок, макроэкономические условия и т. п. рейтингом не затрагиваются. Из «профильных» для него сфер за скобками остается сертификация и лицензирование. Есть и совсем вопиющие странности топового рейтингового продукта Мирового банка. Например, в субрейтинге «Получение кредитов» рассматриваются два показателя — «Легкость взыскания залога» и «Охват рынка кредитными бюро». И не учитывается уровень реальной процентной ставки. Получается, что качество деловой среды в данном случае оценивается исключительно с точки зрения банков, а не на основании мнения компаний-заемщиков.

На большем временнόм интервале наше восхождение еще более заметно. Скажем, по итогам 2010 года Россия занимала далекую 123-ю строчку (из 183 тогда обследованных «пациентов»). Наша страна улучшила свои показатели по шести критериям легкости ведения бизнеса из десяти, анализируемых Мировым банком (см. график). Заметим, что этот вывод следует не из того, как изменились наши места в субрейтингах, а из изменений показателя «Расстояние от лучшей практики» (так называемого индекса distance to frontier, DTF, его диапазон — от 0 до 100%). Бывают ситуации (как вышло у нас с критерием «Разрешение неплатежеспособности»), когда DTF подрос, но в других странах он рос в целом сильнее, так что место России по этому критерию за год чуть снизилось — с 51-го до 54-го.

Наибольший прогресс наша страна за последний год показала по двум критериям ЛВБ: «Подключение к системам энергоснабжения» (она скакнула сразу на 20 мест вверх и замкнула первую десятку) и «Международная торговля», где мы улучшили свое положение сразу на 40 позиций за счет удешевления таможенного оформления внешнеторговых операций, переместившись, правда, на все еще незавидное 100-е место. Еще более далекое место, 115-е, у нас второй год сохраняется по статье «Получение разрешений на строительство» (14 процедур, 239 дней). Впрочем, у Китая по этому критерию показатели еще хуже — 23 процедуры, 247 дней и 172-е место. И это еще один казус рейтинга, вызывающий вопросы и недоверие: каждый, кто сталкивался с гринфилд-строительством в КНР, может засвидетельствовать: новые предприятия там возводятся очень быстро.

Россия демонстрирует одну из лучших динамик в последние годы, но при этом вошла в зону повышенной конкуренции. Глава Минэкономразвития России Максим Орешкин отметил: «Движение, например, с сотой позиции до пятидесятой в этом плане проходило гораздо проще. Сейчас нашими соседями и прямыми конкурентами по рейтингу являются такие страны, как Франция, Голландия, Швейцария, Япония. И понятно, что в этих странах так же активно улучшают качество условий ведения бизнеса, стараются продвигаться вперед, поэтому [России] для перемещения вперед нужно быть лучше, чем они».