Рюкзачок, а неприятно

6 ноября 2017, 00:00

ТАСС
Главу украинского МВД Арсена Авакова поймали на рюкзачках для сына
Читайте Monocle.ru в

 

— Пап, а зачем у нас горбы на спине?!

— Так ведь мы же верблюды, корабли пустыни, ходим долго по пустынным просторам без еды, без воды, а в горбах и еда, и вода…

— А-а, ну да… Вот только одно мне непонятно: зачем нам весь этот тюнинг в киевском зоопарке нужен?!

 

Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) задержало Александра Авакова, сына министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, и бывшего заместителя министра внутренних дел Сергея Чеботаря. Поводом для задержания послужило дело «рюкзаков Авакова», расследование которого тянулось с июля 2015 года. Суть в том, что МВД закупило для подразделений ведомства партию из шести тысяч тактических рюкзаков ненадлежащего качества и по завышенной цене. Производилась очень дорогая и очень плохая продукция на предприятиях, подконтрольных сыну министра МВД Александру Авакову, а ущерб, нанесенный государству, оценивается примерно в 600 тыс. долларов. В январе 2016 года на сервисе YouTube было выложено видео оперативной съемки, датированной декабрем 2014-го, на котором Александр Аваков и Сергей Чаботарь обсуждают покупку рюкзаков, договариваясь достичь «нужных» результатов тендера. Расследование велось более двух лет, и уже складывалось ощущение, что оно будет спущено на тормозах, учитывая административный вес Арсена Авакова. Но обыски и задержания состоялись, причем они совпали с непростой для власти ситуацией — перед Верховной радой Украины стоит палаточный городок протестующих, возглавляемых Михаилом Саакашвили, в то время как силовой ресурс власти находится как в руках Арсена Авакова.

У обозревателей родились сразу две, противоположные версии происходящего. По первой из них за задержанием сына главы МВД стоит президент Украины Петр Порошенко, который таким образом пытается заставить Арсена Авакова активнее действовать против Михаила Саакашвили. Действительно, силы правопорядка, подконтрольные министру внутренних дел, не смогли или не захотели помешать протестующим поселиться возле здания парламента и правительства. Но у этой версии немало слабых мест. Во-первых, в современной Украине недостаточно дать приказ силовикам на разгон лагеря протестующих: все прекрасно помнят, чем обернулось для спецподразделения МВД «Беркут» исполнение аналогичного приказа — правоохранители превратились в преступников. Во-вторых, возникают сомнения в подконтрольности НАБУ Петру Порошенко. Например, бюро в марте этого года арестовало главу государственной фискальной службы Украины Романа Насирова, близкого к действующему президенту. Он подозревался в совершении действий, нанесших государству ущерб в 80 млн долларов. Тогда Петр Порошенко не смог найти рычагов влияния на НАБУ и защитить полезного ему главного налоговика. Кроме того, Арсен Аваков и сам не очень любит Михаила Саакашвили: он даже однажды бросил в него стакан воды на заседании кабмина в присутствии Петра Порошенко, демонстрируя готовность к силовым действиям. Поводом для стаканометания послужило то, что Михаил Саакашвили назвал Арсена Авакова вором, но, видимо, сделал это без уважения.

Вторая версия менее приятна как для Арсена Авакова, так и для Петра Порошенко. В соответствии с ней действиями НАБУ управляют кураторы из США, а задержание Александра Авакова — сигнал главе МВД не вмешиваться в организованные Михаилом Саакашвили акции протеста. Тем более что с действующим главой Белого дома у главы МВД отношения не заладились с самого начала. Еще в период избирательной кампании в США Арсен Аваков назвал Дональда Трампа «опасным и бесстыдным маргиналом».

Сразу после начала обысков у сына Арсен Аваков снял силовое оцепление у Верховной рады. Хотя через день суд отпустил Александра Авакова и Сергея Чеботаря под поручительство, назначив мерой пресечения домашний арест, силовики так и не вернулись охранять парламент. Теперь в лагерь протестующих, куда ранее сотрудники МВД не разрешали проносить даже пенопласт, можно пронести все что угодно, даже заехать на танке. «Все что угодно» может пригодиться обитателям лагеря после истечения срока ультиматума, выдвинутого властям, — 7 ноября 2017 года. Список требований настолько масштабен и постоянно растет, что выполнить его практически невозможно. Впрочем, протестующим несговорчивость властей только на руку — есть повод перейти к более активным формам протеста. А министр внутренних дел, занятый домашними хлопотами, возможно, не будет им мешать.