Этот дивный новый Ближний Восток

Петр Скоробогатый
заместитель главного редактора, редактор отдела политики «Монокль»
13 ноября 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

В Сирии взят Абу-Кемаль, последний город, который находился под контролем запрещенной в России организации «Исламское государство». Боевики переходят к диверсионно-террористической деятельности из подполья. Эта война для Дамаска, Тегерана и Москвы завершается абсолютной победой, хотя желающих приписать себе триумф хватает — о «достижении», как о своем, заявил уже французский президент Эммануэль Макрон. Ждем твиттера Трампа.

Грустная ирония заключается в том, что мир после победы над ИГ станет только опаснее. Брызги терроризма разлетятся по Европе и Америке, ячейки Халифата разрастутся в Африке и Юго-Восточной Азии. «Исламское государство» усилиями России было провозглашено абсолютным злом, которое стремились уничтожить все стороны конфликтов, даже включая турецких и аравийских экс-спонсоров ИГ. Зло повержено — и больше не сдерживает игроков региона от выяснения отношений в извечных спорах. Тем более что продолжаются активные войны в Ливии, Йемене, Афганистане, недобиты сирийские боевики в Идлибе.

Но готовы распахнуть врата в ад и новые конфликты. Два ключевых триггера в регионе — это тридцатипятимиллионный курдский народ, рассеянный по территории Ирана, Ирака, Сирии и Турции, а также двухсоттысячная группировка проиранских «прокси» или лояльных Тегерану вооруженных формирований. Первые будут бороться за автономию или собственное государство, несмотря на провальные последствия референдума в иракском Курдистане. В рукаве у курдов плацдармы для американского присутствия в Сирии, нефтегазовые месторождения, переговоры с Асадом, отряды с пополнившимися арсеналами для диверсионной деятельности в Турции.

Тегеран же со взятием Абу-Кемаля достроил «иранский мост» от своих границ до Средиземного моря и границ с Израилем. Многотысячная подконтрольная группировка в Сирии и Ираке с новейшим российским оружием — это сильный политический фактор давления на идеологических оппонентов. Но содержать в бездействии ополченцев из Ирака, Ирана, Афганистана, Средней Азии, Сирии, Турции, которые несколько лет не знали ничего, кроме войны, и накладно, и просто невозможно. Либо расформирование и путевка для боевиков домой, где их не ждет счастливая пенсия, либо новая цель. Совсем неудивительно беспокойство Израиля, переходящее в панику. Опасается и Саудовская Аравия, которой наглядно продемонстрировали возможности ее армии в йеменском конфликте. События в Эр-Рияде последней недели объясняются прежде всего борьбой за власть, но также задачами глубокой модернизации и политики, и экономики в ситуации резкого усиления иранского оппонента. Иначе не выжить.

После визита короля Салмана в Москву (лишь месяц назад) Саудовская Аравия пережила ковровые аресты принцев и ликвидацию двух из них, взлет цен на нефть, пуски баллистических ракет из Йемена по Эр-Рияду, а в конце прошлой недели страна и вовсе обнаружила себя в состоянии войны с Ливаном. Ливанский премьер-министр Саад Харири заявил, что ему угрожает убийством проиранская «Хезболла», подал в отставку и бежал к саудитам. Те же заявили, что боевики угрожают и королевству, и поскольку Бейрут ничего с этим поделать не может, то его можно считать «объявившим войну королевству». Перспективы военного конфликта двух не граничащих друг с другом государств туманны.

Все эти потенциальные кровавые конфликты невозможно урегулировать скопом — только путем сложных многосторонних переговоров и разменов, как это всегда бывает в регионе. Проблема в том, что старого Ближнего Востока, который вечно кровоточил, но был геополитически сбалансирован в течение последних пятидесяти лет, больше нет. Американцы, которые пытались навести здесь свой «порядок», породили абсолютный хаос, деградацию государств и виноваты в сотнях тысяч жертв. Мировой «шериф» просто отстреливал мирных жителей, пока «город спал», и теперь заслуженно принял статус «мафии». США запустили процесс геополитической деформации, но именно Россия, зайдя в сирийскую кампанию, вынудила игроков региона вскрывать карты и проходить неприятные процессы внутренней трансформации. Чтобы просто остаться в игре и сконфигурировать новый Ближний Восток.