Китайский газовый покер

13 ноября 2017, 00:00

ТАСС
Си Цзиньпин ведет хитрую газовую игру с американским президентом Дональдом Трампом
Читайте Monocle.ru в

Пекин объявил о планах масштабных инвестиций в инфраструктуру СПГ на территории США. Частная нефтяная компания Sinopec, государственный фонд China Investment Corp. (CIC) и Bank of China подписали соглашение с властями штата Аляска и компанией AlasKa Gasline Development (AGDC) о реализации проектов по сжижению природного газа на общую сумму 43 млрд долларов. Кроме того, China Energy Investment Corporation заявила о намерении инвестировать 83,7 млрд долларов в разработку сланцевого газа в штате Западная Виргиния.

Эти новости уже вызвали радостное возбуждение в кругах недоброжелателей России и «Газпрома» в частности. В СМИ появились сообщения, что теперь с планами российского газового гиганта развернуть экспорт газа в Китай покончено. Так ли это?

Аляскинский проект предполагает строительство 1290 км газопровода с севера на юг штата, где будут размещены мощности по сжижению газа и загрузке танкеров-газовозов. Мощность проекта составит 20 млрд кубометров в эквиваленте природного газа. Это почти вдвое меньше, чем проект «Газпрома» — газопровод «Сила Сибири», сооружаемый с опережением графика. Контракт на поставку газа через него был заключен еще в мае 2015-го, в декабре 2019 года магистраль должна быть запущена. Договор «Газпрома» с CNPC предполагает ежегодные поставки в Китай до 38 млрд кубометров газа в течение тридцати лет. А что до Аляски, то даже губернатор штата Билл Уокер признает, что проект еще не готов: «Чтобы достичь финального соглашения, нужно сделать еще несколько важных шагов».

У проекта в Западной Виргинии еще более смутные очертания. Сроки его реализации отнесены в отдаленную, более двадцати лет, перспективу. Кроме того, перед потенциальными инвесторами встанет вопрос доставки в Китай, ведь штат расположен на востоке США. А это значит, что маршрут пройдет через уже сегодня перегруженный Панамский канал. Как заявил президент СПГ-девелопера Sempra LNG & Midstream Октавио Симоуз, не менее трети судов, следующих через канал, сталкиваются с задержками. А каждый день простоя может стоить оператору танкера до 45 тыс. долларов. И это при том, что американский СПГ и так относительно дорог, что, в частности, не позволило ему закрепиться на европейском рынке, несмотря на затеянную в структурах ЕС травлю «Газпрома».

В последнее время Китай отказывается от угля в энергетике, переходя на газ. На фоне роста экономики потребление газа в стране выросло с 59,3 млрд кубометров в 2006-м до 210,3 млрд кубометров в 2016 году. По прогнозам британской BP, к 2035 году китайский спрос на газ увеличится более чем вдвое. Это делает Китай интересным рынком для иностранных поставщиков. Однако «сланцевая революция», превратившая США в экспортера газа, не обошла стороной и Китай. Вместе с продолжающимися геологическими изысканиями в ранее слабо исследованной стране это приносит неприятные для потенциальных экспортеров плоды. Так, доказанные запасы газа в Китае выросли с 1,7 трлн кубометров в 2006 году до 5,4 трлн кубометров в 2016-м. Для сравнения: доказанные запасы газа в США составляют 8,7 трлн кубометров, в России — 32,3 трлн кубометров. По словам главы департамента министерства земельных и природных ресурсов КНР Юй Хайфэна, добыча сланцевого газа в Китае в 2016 году составила 7,9 млрд кубометров. Но уже к 2020 году ее планируется нарастить до 30 млрд кубометров, а к 2030-му — до 100 млрд кубометров. Таким образом, значительную часть прироста своих потребностей в газе китайцы смогут удовлетворить и сами.

Эксперты уверены, что заявленные американские проекты всерьез не конкурируют с российским экспортом. Вероятно, китайцы просто хотят видеть свой газовый рынок рынком покупателя и сознательно выстраивают иллюзию конкуренции различных проектов, чтобы выторговать у поставщиков как можно более выгодные условия.

Не стоит списывать со счетов и политический фактор. Усиление Китая явно пришлось не по вкусу американской элите. В частности, Дональд Трамп пришел к власти в том числе на лозунгах снижения дефицита торговли с Китаем. А сделать это можно, только нарастив американский экспорт. Китайцы же полагают, что время работает на них, и не спешат вступать в прямой конфликт. Председатель КНР Си Цзиньпин заявил: «Для Китая и США единственным верным выбором остается кооперация». При том что политика страны по болезненным для американцев вопросам принципиально не изменилась, это похоже на кость, брошенную вашингтонским «ястребам», чтобы успокоить их до поры до времени.