Женщина в нижнем белье лежит на операционном столе. Доктор прикладывает ей к лицу ткань, пропитанную хлороформом, и та погружается в наркотический сон. Затем он берет скальпель и подносит его к лицу женщины. Вот-вот будет сделан надрез. Доктор медлит, словно пытаясь сначала представить себе линию скольжения скальпеля. Вокруг стола и у него за спиной стоит около десятка посторонних людей — зрителей, чьи лица скрыты за масками из белого пластика. Некоторые из них буквально нависают над столом, стараясь не пропустить ни одной детали происходящего. Наконец доктор прикасается скальпелем к лицу женщины. На ее коже появляется кровь. Еще несколько движений — доктор растягивает на лице пациентки полупрозрачную пленку телесного цвета и покидает помещение: операция завершена. Женщина приходит в себя, сползает со стола и с трудом перемещается в угол комнаты, где стоит кровать; ей еще предстоит надеть платье со множеством застежек, а это в таком состоянии нелегкая задача.
Ей никто не поможет, хотя людей в комнате хватает. Но все они в масках, и им не разрешено прикасаться к тем, чьи лица открыты. За происходящим следят люди в черных масках, и, если кто-то позволит себе вторгнуться в действие, они вмешаются и остановят нарушителя. Людям в белых масках по правилам, действующим на территории, где разыгрывается иммерсивное шоу, нельзя ничего говорить. В полутемном помещении, окутанном белым дымом, они выглядят как призраки, и именно такова их роль в действии, которое разыгрывают актеры. Подобно призракам, они все видят, перемещаются куда им вздумается, прикасаются к предметам, но лишены возможности действовать и могут только наблюдать. И в этом у них почти нет ограничений. Когда происходит какая-то сцена, они могут садиться рядом с актерами и смотреть на них в упор, а те будут делать вид, что их не замечают. Если столкновение кажется неизбежным, например в узком проходе, где действующее лицо встречается с «призраком», то он просто дождется момента, когда сможет беспрепятственно пройти вперед.
У происходящего в особняке на Дворцовой набережной, который по воле создателей «Безликих» (они же создатели московского проекта «Вернувшиеся») превращен в небольшой городок, есть четкий сценарий. Актеры работают на разных этажах и в разных комнатах. Они распределены так, что, в какой из районов города ни пойдет человек в белой маске, непременно наткнется на сцену из местной жизни. Она заканчивается, актер перемещается в другое место, и если зритель пожелает, то может переместиться вслед за ним. Но это не единственный алгоритм просмотра иммерсивного шоу: белая маска может просто не покидать понравившееся помещение и ждать, когда там что-нибудь произойдет. Или ничего не ждать, а ходить по комнатам и изучать их интерьер и разложенные в них предметы. Но вряд ли ему удастся остаться наедине с самим собой: в этом ему помешают как актеры, так и другие белые маски, бесконечно снующие туда-сюда, их движение почти хаотично.
Но есть и еще один вариант иммерсивного развития событий, доступный только некоторым из зрителей. Почти у всех есть шанс пережить индивидуальный опыт. Но это произойдет лишь в том случае, если актер его выберет — возьмет за руку, отведет в отдельную комнату, они закроются, зритель снимет маску, а что будет дальше, не знает никто, даже сам актер: у него всегда есть свобода выбора и он вправе действовать не по плану. У зрителя тем более нет плана, он тоже снял маску и тоже может действовать, как ему вздумается: теперь он полноценный участник театрального действия. Некоторые так жаждут пережить это, что следуют за актерами по пятам и ловят их взгляд. И если актер выбирает их, то для них это становится кульминацией шоу. Всем остальным уготован эффектный финал, когда белые маски соберутся все вместе на городской площади и будут созерцать финальную хирургическую операцию доктора. Наверное, когда в тесное пространство набивается полторы-две сотни масок и все они глядят из темноты вверх, это выглядит очень эффектно. Но видеть их могут только актеры — им тоже полагается своя порция ярких визуальных впечатлений.