Беззащитный спорт

Петр Скоробогатый
заместитель главного редактора, редактор отдела политики «Монокль»
20 ноября 2017, 00:00

Россия признает проблему с допингом, но не готова выбрасывать белый флаг. Если нас додавят, то мы лишимся не только Олимпиады, но и десятилетий спортивной гордости

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Сборная Россия может не поехать на зимнюю Олимпиаду в Южную Корею в феврале 2018 года. На минувшей неделе совет учредителей Всемирного антидопингового агентства (WADA) отказался восстановить в правах Российское антидопинговое агентство (РУСАДА). Впрочем, решение об отстранении наших атлетов лежит в зоне ответственности Международного олимпийского комитета (МОК), который соберется на заседание Исполкома 5–7 декабря. Предварительно появятся еще два доклада о ситуации с допингом в России. МОК настроен к нам очень благожелательно и прекрасно понимает, что любые частичные рестрикции вроде запрета выступать под национальным флагом, скорее всего, приведут к неучастию всей сборной, репутационному провалу, потере рекламы и доходов от трансляций. С другой стороны, в мире, который «быстрее, выше, сильнее», у нас очень мало союзников и очень много желающих додавить российский спорт.

Недостаточно старались

«Российская антидопинговая система дала сбой. Это признает и высшее руководство страны. Мы признаем, что группа людей допустила преступные манипуляции с пробами для своей личной выгоды», — заявил глава Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков на заседании Совета учредителей ВАДА. В этом заявлении вся суть позиции российского руководства: ошибки отдельных функционеров признаем, готовы сотрудничать, выводы сделали. Но нашим оппонентам, которыми движут и чисто политические мотивы, признаний мало — нужно полное унижение и сильный удар по позициям отечественного спорта. Зимняя Олимпиада лишь ближайшая цель, на носу чемпионат мира по футболу, а если постараться, то сильнейших российских атлетов можно отлучить от соревнований на несколько лет либо мариновать проверочными комиссиями и полной неизвестностью перед каждым международным форумом. После такой атаки наши позиции могут быть потеряны на десятилетия.

Россия теряет награды Сочи-2014, но все еще первая по «золоту» 12-02.jpg
Россия теряет награды Сочи-2014, но все еще первая по «золоту»

Деятельность РУСАДА была приостановлена в ноябре 2015 года на основании доклада независимой комиссии под руководством Ричарда Паунда. Однако очень скоро была согласована «дорожная карта» по восстановлению членства. Более того, демонстрируя готовность к компромиссу, WADA 27 июня 2017 года объявило о допуске РУСАДА к тестированию и планированию допинг-тестов под наблюдением Британского антидопингового агентства. Условия «дорожной карты»: больше никаких фальсификаций, полная независимость экспертизы от государства, прозрачность всех процедур и авторитетный руководитель.

В прошлый четверг стороны пришли к выводу, что большая часть «дорожной карты» выполнена. Официальные представители Минспорта были выведены из состава учредителей РУСАДА. За реформой постоянно наблюдали несколько иностранных специалистов, без одобрения которых не проходило ни одно решение. Был утвержден этический кодекс, исключены конфликты интересов, усилены проверки спортсменов и руководителей команд. Из 700 кандидатов был избран независимый генеральный директор Юрий Ганус. РУСАДА напрямую из бюджета разово получило 1,6 млрд рублей «на антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд России» и ежегодно будет получать 556 млн рублей. Это один из самых высоких бюджетов в мире. На базе МГУ им. М. В. Ломоносова появилась Национальная антидопинговая лаборатория (НАЛ).

Все пункты «дорожной карты», которые зависели от нас, мы выполнили, заметил Юрий Ганус: «Остались вопросы, которые выходят за рамки наших полномочий и не выполнены по формальным признакам». Во-первых, не удалось передать в Канаду 12 тысяч проб из московской лаборатории, которой заведовал сбежавший в США Григорий Родченков. Проблема в том, что пробы являются вещественными доказательствами, они арестованы и опечатаны Следственным комитетом России (СКР). Во-вторых, WADA требует предоставить его сотрудникам беспрепятственный доступ в так называемые закрытые города. Предлог явно надуманный: у инспекторов есть многократное разрешение на въезд, а очереди на пунктах пропуска посильное неудобство.

Но есть третий пункт, который никогда не будет исполнен российской стороной: нас вынуждают признать и принять полностью и без оговорок доклад канадского профессора Ричарда Макларена, многие положения которого считаются ложными или недоказуемыми не только нашим СКР, но также самим автором и представителями ВАДА. Но главное, Макларен бездоказательно обвиняет наше государство в создании институциональной допинг-системы. Это чисто политическое требование к России сдаться, признать себя побежденной и отдаться на милость победителя. Неудивительно, что российское руководство хоть и признает проблемы с допингом, но видит в давлении на отечественный спорт большую долю грязного пиара. «Вот что меня беспокоит, — говорит президент Владимир Путин. — Олимпиада должна начаться в феврале, а выборы у нас когда президентские? В марте. Очень большие подозрения, что это все делается для того, чтобы создать необходимую для кого-то обстановку недовольства любителей спорта, спортсменов тем, что якобы государство было причастно к нарушениям и за это отвечает».

Так что, несмотря на все усилия РУСАДА и готовность следовать международным указаниям, российское антидопинговое агентство по-прежнему «не соответствует Кодексу Всемирного антидопингового агентства». Следовательно, не восстановлены права РУСАДА на тестирование российских спортсменов и иностранных участников соревнований на территории страны.

Григорий Родченков, директор Антидопингового центра (2006–2015) 12-03.jpg ТАСС
Григорий Родченков, директор Антидопингового центра (2006–2015)
ТАСС
 12-04.jpg
Юрий Ганус, генеральный директор РУСАДА 12-05.jpg ТАСС
Юрий Ганус, генеральный директор РУСАДА
ТАСС

Третий год допинг-войны

Принимать решение об участии или неучастии российской сборной в Олимпиаде МОК будет 5–7 декабря, но не на основе решения ВАДА, а по итогам обсуждения докладов независимых комиссий Денниса Освальда и Самуэля Шмидта. Освальд перепроверяет сочинские допинг-пробы россиян и уже лишил нас четырех медалей. Свои новые выводы он обнародует 22–23 ноября в Лозанне. Под угрозой бобслеисты, скелетонисты, биатлонисты и конькобежцы. Но куда опаснее для нас отчет Шмидта (появится до 5 декабря), который ищет доказательства работы государственной системы поддержки допинга в России. Если найдет (или очень вдохновенно опишет свои фантазии), зимней Олимпиады нам не видать.

Выводы обеих комиссий должны подвести некий итог трехлетней атаки на российский спорт (см. Путеводитель по допинг-скандалу). Началось все в декабре 2014 года, когда в эфир немецкого телеканала ARD вышел фильм с участием российских легкоатлеток Юлии Русановой (Степановой) и Лилии Шобуховой, которые рассказали о подмене допинговых проб и коррупции в российской легкой атлетике. Всемирное антидопинговое агентство начало проверку этих данных, обратившись к главе «Антидопингового центра» Григорию Родченкову с просьбой сохранить все образцы проб в своей лаборатории. И тот немедленно уничтожил от 1400 до 8000 положительных тестов. Эти данные подтвердили в СКР и положили в основу уголовного дела в отношении Родченкова.

Допинг: выгода и последствия 12-06.jpg
Допинг: выгода и последствия

Собеседники «Эксперта» говорят, что к сбежавшему информатору у следствия еще много вопросов. Григорий Родченков возглавил ФГУП «Антидопинговый центр» в 2006 году. И сразу же стал бороться за свое место на монополизированном рынке допинга. Это было нарушением неписанной конвенции: снабжением занимались несколько тренеров и врачей команд, а лаборанты получали свой откат за прикрытие. Но Родченкову отката было мало. В декабре 2012 года его сестру Марину Родченкову арестовали за хранение запрещенных допинговых препаратов и попытке их продажи спортсменам. Приговор суда — полтора года реального срока, сразу же замененный на условный, — в спортивных кругах расценили как последнее предупреждение Григорию. Но Родченков не угомонился. Он обещал спортсменам, что препарат, приобретенный у его семьи, не может быть обнаружен.

До поры Родченкова спасало по-настоящему глубокое знание профессии и изобретательность. Но наше государство практически не финансировало спортивную фармакологию, а Родченков заработанные средства на исследования не тратил. Тем временем за рубежом появлялись все более новые и совершенные средства обнаружения допингов. Если учесть, с какой истовостью подставляли Родченкова — этого ненасытного чужака! — его конкуренты на рынке допинга, то крах Григория Михайловича был неизбежен. Однако того, что «рванет» так скоро и «рванут» спортсменки, он явно не ожидал.

Прибывшая в Москву в декабре 2014 года комиссия WADA, не обнаружив уничтоженных положительных допинг-проб, на безрыбье решила перепроверить помеченные как отрицательные (то есть без допинга) пробирки. И оказалось, что 89% из них на деле положительные!

WADA обвинило Родченкова в уничтожении допинговых проб и потребовало его увольнения. Родченков немедленно подал в отставку. В январе 2016 года уже экс-глава «Антидопингового центра» со своим заместителем, бывшим начальником отдела допинг-контроля Тимофеем Соболевским, спешно переехали в США, якобы из соображений безопасности. Возможно, не напрасно. Третьего февраля скоропостижно скончался оставшийся в России основатель Российского антидопингового агентства (РУСАДА) и председатель Исполнительного совета организации Вячеслав Синев. Четырнадцатого февраля на пятьдесят втором году жизни также скоропостижно умер Никита Камаев, до декабря 2015 года бывший исполнительным директором РУСАДА.

Двенадцатого мая 2016 года The New York Times опубликовала выдержки из интервью с Родченковым, где он заявил о существовании в России государственной допинговой программы. Одновременно Родченков в открытом письме главе МОК Томасу Баху предложил провести квалифицированную проверку допинговых проб, а также выразил готовность представить доказательства о российской допинговой программе, поддерживаемой государством. Девятнадцатого мая 2016 года WADA объявило о создании группы во главе с канадским спортивным юристом Ричардом Маклареном для расследования обвинений Родченкова.

Итогом его работы стал доклад из двух частей, опубликованных 18 июля и 9 декабря 2016 года соответственно. Макларен заявил, что более тысячи российских атлетов более чем в тридцати видах спорта систематически принимали допинг в течение как минимум пяти лет, а в России на государственном уровне существует система фальсификации допинг-проб. В результате часть отечественных спортсменов не поехала на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро, в том числе все легкоатлеты, за исключением Дарьи Клишиной, а Параолимпийская сборная была отстранена в полном составе (без единой положительной допинг-пробы).

Тогда многим отечественным функционерам показалось, что с кампанией против российского спорта покончено и можно тихо исправить наделанные ошибки. Не тут то было. Главным вопросом расследования Макларена было участие госструктур России в «допинговой системе». Автор в детективном жанре описал процесс подмены спецслужбами положительных проб на отрицательные. И сделал вывод: в махинациях задействованы РУСАДА, Министерство спорта РФ, ФСБ, Центр спортивной подготовки сборных команд России и тысячи российских спортсменов. Решения о том, каких спортсменов «спасать», а каких — нет, принималось в Министерстве спорта России. Вот доказательства: переписка Родченкова и опрос свидетелей, из которых названы бывший сотрудник РУСАДА Виталий Степанов и легкоатлетка Юлия Степанова (Русанова). Другие свидетели засекречены «из соображений безопасности». А еще знаменитые царапины на внутренних сторонах крышек пробирок, изготовители которых отрицают саму возможность их вскрытия. Кроме того, в нескольких случаях в пробах содержались анализы с чужой ДНК, а в пробирках российских хоккеисток оказалась мужская моча.

Однако уже в марте 2017 года на ежегодном симпозиуме ВАДА профессор Макларен снял обвинения в адрес российских властей, заменив термин «государственная» система на «институциональная». Значительную часть выводов Ричарда Макларена опровергло и расследование СК РФ. В частности, было доказано отсутствие государственной поддержки допинга, все нарушения имели сугубо индивидуальный характер. В сентябре ВАДА на основе информации международных федераций приняло решение не продлевать расследование в отношении 95 из 96 российских спортсменов, подозреваемых в приеме запрещенных препаратов. «Не все сходится в этом докладе. Как же его признать? Макларен сам говорит, что в его расследовании были какие-то принципиальные ошибки, которые он исправляет», — заявил журналистам руководитель Независимой общественной антидопинговой комиссии Виталий Смирнов.

Может, поэтому те силы, которые спрятали Родченкова в США от уголовного преследования в России, почувствовав, что доказательная база слаба, «подсказали» ему вбросить дополнительный компромат. Родченков с Соболевским неоднократно звонили в Москву бывшему директору Антидопингового центра Марине Дикунец, обещая золотые горы в обмен на базу данных первичных результатов тестирования спортсменов, и российские силовики об этом знают. Дикунец отказала. Но нашелся в Москве кто-то пока неизвестный, снабдивший Родченкова и Ко необходимыми материалами. Эти материалы плюс рукописный дневник Родченкова с записями о допинговых делах 2014 года в октябре были переданы в МОК, да еще с угрозой: если сборную России не отстранят от корейской Олимпиады, новые данные о допинге в российском спорте будут переданы в СМИ.

Путеводитель по допинг-скандалу 12-07.jpg
Путеводитель по допинг-скандалу

Круговая оборона

На фоне бесконечных нападок на российский спорт возникает закономерное возмущение: почему отечественные функционеры никак не защищаются? Боятся потерять теплое место, чувствуют вину или просто не умеют? Но если сам Макларен признает ошибки в докладе, кто отстоит честь спортсменов, пропустивших важную часть своей короткой карьеры?

В беседе с высокопоставленными российскими спортивными функционерами ситуация показалась не столь однозначной. Оказывается, Олимпийский комитет России и некоторые федерации ассигновали немалые средства и наняли адвокатские коллегии из ФРГ и Швейцарии для защиты интересов наших спортсменов, ведения их дел в европейских судах, в первую очередь в Спортивном арбитражном суде, сильно подверженном влиянию политической конъюнктуры. Успехов, увы, значительно меньше, чем хотелось бы. Идет борьба.

Главное тогда и сейчас — не допустить действия системы коллективной ответственности. Этакая демагогия: скажем, не все спортсмены ЮАР были расистами, но от олимпийского движения отстранили всю страну. Отсюда упорное стремление обосновать коллективную вину России, причастность государства к допингу в спорте. Призывы признать справедливость доклада Макларена в обмен на амнистию и участие в Играх-2018 больше похоже на ловушку: на Олимпиаду в Корею пустят, но потом наверняка сживут со свету якобы по требованиям мировой общественности.

Поэтому чиновники не спешат устраивать скандал. Когда допинговое разбирательство только начиналось, ставилась задача с минимальными потерями попасть на летнюю Олимпиаду-2016. Превалировали кулуарные договоренности, а публичные разборки стоили бы нам еще десятков невинно отлученных спортсменов. Тем более что у оппонентов на руках немало козырей: наворочали россияне ошибок. Теперь новая задача — попасть всей сборной на Олимпиаду. Тем более что неучастие российских спортсменов в соревнованиях — это удар по зрелищности, а значит, и по доходности телетрансляций, цене рекламы. Какие соревнования без конкуренции? Но и выступать в такой обстановке очень трудно: негативный пресс огромный.

Впрочем, собеседники признавали: наша спортивная система оказалась не готова к такой долгой, целенаправленной и бескомпромиссной атаке. Попав в Рио, расслабились, надеялись, что все урегулируем. И время поможет. Да, конечно, первопричина давления политическая: расплата за воссоединение с Крымом. Но причем тут политика, когда женские пробы подменяют мужской мочой? Недоглядели и за Родченковым. Это, конечно, международно признанный выдающийся специалист, но «редкий мерзавец, человек закомплексованный, честолюбивый и патологически жадный. Он явно давно готовился сбежать и собирал компромат на родину».

Что насторожило? Практически все спортивные деятели категорически отказывались встречаться, узнав тему разговора. Те немногие, которые, обычно по давнему знакомству, соглашались встретиться, главным, непременным условием ставили анонимность. Похоже, ситуация сложнее, чем кажется.

Открытие Олимпиады в Сочи-2014 12-08.jpg ТАСС
Открытие Олимпиады в Сочи-2014
ТАСС
 12-09.jpg

Еще не вечер

Судя по всему, для оппонентов России задача не допустить нас на Олимпиаду-2018 — лишь промежуточная. В зарубежной прессе все чаще мелькают пассажи о бездействии МОК в отношении России. А в качестве альтернативы поминается ФИФА, «у которой есть самый серьезный рычаг воздействия в виде чемпионата мира 2018 года в России». Тем более что в докладе Макларена поминается допинг и в российском футболе.

Сорвать проведение в России чемпионата мира — задача сложнейшая, но для противников России невероятно заманчивая, особенно если учесть, что футбол у нас популярнее любого другого вида спорта. Да и сам Родченков упоминал о задаче «создать к чемпионату мира допинговую систему, аналогичную сочинской». Немецкий журнал Der Spiegel уже поставил под сомнение допинговую чистоту грядущего спортивного форума. А Великобритания, проигравшая конкуренцию за право проведения чемпионата мира России, а потом Кувейту, не устает твердить, что для организации мундиаля ей достаточно двух-трех месяцев.

С российским футболом пока связан только один допинговый скандал. В 2003 году в крови лидера московского «Спартака» и игрока сборной России Егора Титова обнаружили запрещенный бромантан. УЕФА дисквалифицировал футболиста на год. Тогда же временно исчезли с поля еще несколько ведущих спартаковцев. Вскоре выяснилось, что по согласованию с тренером Андреем Чернышовым команду откармливал допингом врач Анатолий Щукин. Спортивный журналист Игорь Рабинер провел расследование, согласно которому о допинговых злоупотреблениях в «Спартаке» знал и тогдашний руководитель антидопинговой службы России Николай Дурманов, более всего озабоченный проблемой, как скрыть происшедшее.

Публикация Рабинера вызвала огромный резонанс в стране. Но никаких санкций в отношении команды или отдельных ее игроков не последовало — полная безнаказанность в России и случайно попавшийся в Европе Титов. Срок давности давно истек, но обыграть этот случай при желании нетрудно.

И еще одно обстоятельство может сыграть против футбольного чемпионата в России. Неизвестно, как может аукнуться создание в запредельно дискредитированном допинговым скандалом Министерстве спорта РФ департамента координации подготовки к чемпионату мира по футболу.

Во всяком случае, в том, что дело не ограничится нынешним допинговым скандалом, сомневаться не приходится.