При жизни Эль Лисицкому удалось выйти из поля влияния Казимира Малевича, после смерти он вернулся туда, откуда вышел. Одна из самых известных и широко растиражированных его работ «Клином красных бей белых» — агитационная вариация на тему супрематизма. Она фиксирует всего одну грань художественного мировоззрения Эль Лисицкого, но столь ярко и прочно, что трудно себе представить, как далеко он ушел в своих последующих творческих поисках. Малевич оказался тем, кто дал ему метод, расширил горизонт представлений Эль Лисицкого о возможностях изобразительного искусства почти до бесконечности, и тот не преминул ими воспользоваться. Проун — проект утверждения нового — полноценная художественная система, созданная им самим и демонстрирующая невероятный уровень его пространственного воображения.
Проуны являют нам художника, одержимого новыми формами. Мы словно заглядываем в совершенно новую реальность, которая существует по каким-то иным, нежели привычные, законам структурирования окружающего пространства. Эль Лисицкий творит с абсолютной верой в то, что работает в новое время и его предназначение — преобразить советский, а вместе с ним и мировой архитектурный ландшафт, чтобы тот, в свою очередь, формировал человека нового типа. Архитектурные замыслы Эль Лисицкого поражают своими масштабами. Прежде всего это небоскреб у Никитских ворот — гигантское сооружение, которому суждено было остаться на бумаге. Возможно, если бы его удалось воплотить в жизнь, это изменило бы ход человеческой истории. Каким оказался бы мир, обустроенный Эль Лисицким? Чтобы его увидеть, не нужно прилагать сверхусилия — достаточно полистать страницы журнала «СССР на стройке».
За девять лет (с 1932 по 1941 год) Лисицкий оформил 19 номеров, а если учесть сдвоенные, а также специальный выпуск, посвященный сталинской конституции, то получается 25 номеров, дающих представление о том, как выглядит идеальный советский мир глазами Эль Лисицкого. Их дополняют фотокниги «СССР строит социализм», «РККА», «Индустрия социализма», «Пищевая индустрия». На их страницах Лисицкий, с помощью фотомонтажа описывая реальность настоящего, создает фантастическую реальность будущего, которое так и не наступило. В нем действуют титаны, вновь пришедшие на Землю и поставившие ее дыбом. Их возможности не знают преград. Они создают идеальный мир — он прекрасен и одновременно пугает своей тотальной упорядоченностью. На последнем творении гения — плакате «Все для фронта! Все для победы!» — мы видим советских людей: они молоды, черты их лиц совершенны. Они спокойны и уверены в победе. За ними гигантская индустрия, способная решить любые задачи.
Даже по прошествии стольких лет и при наличии новых технических возможностей едва ли кому-то удалось превзойти Эль Лисицкого в оформлении как журналов: в них каждый разворот — произведение искусства, так и книг: он прорабатывал их до тонкостей, с невероятной изобретательностью, которая сейчас воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Лисицкий оставался практически анонимным автором, но это обстоятельство только усиливало степень эмоционального воздействия созданных им образов. Когда мы смотрим на его графику и фотоколлажи, то имеем дело не столько с индивидуальностью автора, сколько с его подсознанием. До сих пор у нас не было личностного барьера, и поэтому мы так легко впустили в свое сознание эту реальность — как впускают в него мечту. Она уже успела позабыться. И вот вновь вернулась к нам — теперь уже в музейном пространстве и с подписью автора: Эль Лисицкий.