Добро пожаловать в парк

Иван Ступаченко
20 ноября 2017, 00:00

Став лидером в деле развития индустриальных парков в России, Ленинградская область стремится выйти на следующий уровень — обустроить отраслевые кластеры и добиться таким образом синергии от соседства различных компаний на одной площадке

ПРЕСС-СЛУЖБА ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Летом 2009 года название 22-тысячного городка Пикалево в Ленинградской области прокатилось по полосам федеральных СМИ. Из-за неувязок в коммерческих отношениях в городе практически остановили производство градообразующие предприятия, а тысячи их работников остались без зарплат. В сюжет пришлось вмешаться тогдашнему премьер-министру России Владимиру Путину, после чего разногласия были улажены, а народный фольклор обогатился веселой песенкой «Путин едет в Пикалево».

Спустя восемь лет прославленный населенный пункт снова в центре внимания, но уже по гораздо более приятному поводу: в августе правительство России одобрило заявку Ленинградской области на присвоение городу статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Подобный статус дается, если власти региона сумели договориться с крупным инвестором о реализации на конкретной территории значительного инвестиционного проекта. В данном случае речь идет о планах компании «Эко-культура» построить крупнейшее на Северо-Западе тепличное хозяйство, а также о крупных швейных предприятиях, в том числе «БТК Групп»..

Инвесторы не пришли бы в Пикалево, если бы власти Ленинградской области не занимались целенаправленным развитием промышленных площадок, в частности индустриальных парков. В том же Пикалеве в последние годы на четырех участках формирующегося промпарка было запущено несколько успешных бизнес-проектов, в частности выращивание овощей и выпуск газового оборудования; еще ряд идей находятся в стадии проработки.

Усилия по обустройству промышленных зон позволили привлечь инвесторов в различные районы области, и это особенно хорошо видно на примере некогда депрессивного моногорода, где показатель безработицы сейчас невероятно низкий — 0,75%.

Охота за статусом

Ленинградская область, конечно, не обижена географическими и экономическими условиями, которые позволяют достигать высоких результатов в развитии промышленности. У нее есть доступ к системе транспортных коридоров, в том числе к морским портам и крупному аэропорту, к высококвалифицированным кадрам и науке; рядом находятся Москва, Петербург и страны Евросоюза, что изрядно облегчает сбыт.

Однако списывать успехи только на привлекательную логистику, на человеческий и научный капитал было бы неверно — ведь всеми этими условиями еще надо уметь пользоваться. Сами по себе они ничего не гарантируют, и приведенный выше эпизод с Пикалево — наглядный тому пример.

Как перевести потенциальные выгоды в налоги и рабочие места? Ответ местных чиновников: облегчить жизнь промышленникам.

В 2013 году областные власти внесли всю информацию о частных и государственных участках, подходящих для размещения предприятий, в специально созданную систему ИРИС. С ее помощью заинтересованные бизнес-структуры могут получить все необходимые им данные об имеющихся промышленных площадках в автоматическом режиме, без необходимости запрашивать информацию у органов власти и терять время в ожидании ответа. Как отмечают представители правительства региона, система содержит точные данные о расположении, собственниках и, что крайне важно, обеспечении тех или иных участков инженерной инфраструктурой.

Помимо экономии времени информационная база значительно расширяет возможность выбора. Если раньше инвесторы с помощью консультантов и личного осмотра присматривали две-три территории, запрашивали точную информацию о них, долго ее анализировали и зачастую были вынуждены продолжать поиски, то теперь в их распоряжении весь фонд.

Кроме того, в 2014 году Ленинградская область стала одним из первых в России регионов, которые приняли местное законодательство по поддержке индустриальных парков. Речь идет об обособленных и разбитых на участки территориях, где промышленные предприятия, вне зависимости от их размера и направления деятельности, могут организовать производство на уже готовой инфраструктуре: с подведенными инженерными сетями, автомобильными и железными дорогами и проч. Каждый парк контролируется и развивается отдельной управляющей компанией, которая занимается строительством и поддержанием инфраструктуры, а также привлечением резидентов.

Согласно закону «О создании и развитии индустриальных (промышленных) парков в Ленинградской области», управляющие компании:

— освобождаются от уплаты налога на имущество;

— пользуются сниженной ставкой налога на прибыль в размере до 13,5%;

— получают льготу по арендной плате за использование земельных участков, находящихся в региональной собственности, государственная собственность на которые не разграничена (первый и второй годы — 30% годовой арендной платы, в последующие три года — 60%, еще три года — 90%).

При этом льгота по налогу на имущество и налогу на прибыль действует любые шесть лет подряд из восьми лет, следующих за календарным годом, в котором был получен статус индустриального парка. Этот шестилетний период УК выбирает самостоятельно.

Льгота по аренде дается в течение восьми календарных лет подряд, следующих за календарным годом присвоения статуса парка.

Закон предусматривает учет интересов всех групп инвесторов: и тех, кто только планирует создавать инфраструктуру, тех, кто уже делает это, и тех, кто уже давно все построил. Таким образом, положения закона создают равные условия для получения мер стимулирования, независимо от стадии формирования индустриального парка.

Принятый в 2014 году закон был дополнен в 2016-м исходя из складывающейся практики ужесточения требований к УК. «К сожалению, пока есть случаи, когда собственники индустриальных парков не выполняют свои обязательства перед резидентами. Некоторые владельцы декларируют намерения строить необходимую инфраструктуру, но не делают этого, так как бизнес по продаже участков для промышленного строительства не является высокорентабельным», — говорит заместитель председателя правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов. По его словам, власти региона ориентируются на построение максимально прозрачных взаимоотношений между собственниками индустриальных парков и потенциальными резидентами. Официальный статус индустриального парка, а с ним и льготы предоставляется только тем инвесторам, которые выполнили свои обязательства по вложениям и возведению инфраструктуры: обеспечили подключение к электроэнергии, коммунальным сетям и продумали логистику.

Кризис не помеха

В настоящее время в Ленинградской области зарегистрировано более 30 проектов строительства индустриальных парков, общая площадь которых превышает 5000 га. Часть парков принадлежит частным структурам, часть инициирована и управляется напрямую правительством региона. 

Среди резидентов можно назвать известные российские и международные компании — Siemens, «Газпром», Ponnse, Atria, «Технониколь», Jotun, X5 Retail Group, Fazer и другие.

Непростая экономическая ситуация, разумеется, отразилась на востребованности новых площадок, однако, что интересно, кризис полностью не смог остановить ни желающих инвестировать в создание парков, ни тех, кто намерен обустроить в них свои производства.

Правительство Ленинградской области в год рассматривает несколько заявок на получение статуса индустриального парка, несмотря на неустойчивость экономической конъюнктуры. Это может показаться парадоксальным, но на самом деле вполне объяснимо. У многих предпринимателей есть в собственности купленная в тучные годы земля, которая ждала своего часа, и вот теперь, с появлением благоприятного законодательства, дождалась. Например, не так давно статус индустриального парка получила промышленная зона в экономически активном городе Кириши. В парке «Левобережный», который входит в тройку самых инвестиционно привлекательных в Ленобласти, уже «проживают» три крупных резидента. Благодаря тому, что территория парка примыкает к крупной транспортной магистрали, количество «жильцов» здесь будет быстро расти. Таких примеров довольно много.

Понятно, что в части окупаемости проект проекту рознь, но вот пример, который можно взять за основу в оценке эффективности вложений. Проектируемый индустриальный парк в деревне Виллози предполагает окупить инвестиции в размере 500 млн рублей за семь-девять лет. Даже со скидкой на то, что земля находится у инвесторов в собственности, это все равно неплохой срок возврата средств.

Второй фактор, который играет в пользу инвестиционной активности в данном направлении, — решительность в отношении импортозамещения, которую демонстрирует федеральное правительство. После дискуссий и понятного периода ожидания и российские, и иностранные компании поверили, что этот курс всерьез и надолго, и принялись налаживать производство внутри страны.

Ну и, в конце концов, несмотря общую неустойчивую экономическую ситуацию, в самом регионе дела обстоят получше, чем в среднем по России. По итогам 2016 года, уровень промышленного производства прибавил по отношению к 2015-му 3,7%, в то время как в целом по стране — только 1,1%.

Что касается инвестиций в основной капитал, основного драйвера роста, то здесь разница еще более заметна: в 2015 году в Ленинградской области они выросли на 18,4% по сравнению с 2014-м, а в 2016-м прибавили 11,6% к 2015-му. На национальном уровне тем временем наблюдалось падение.

Как рассказали в правительстве Ленинградской области, у инвесторов наиболее популярны участки с уже готовой инфраструктурой площадью 0,5–3 га, а также greenfield, то есть требующие освоения с нуля. Большинство компаний-резидентов занято в довольно широком спектре отраслей: лесопромышленный комплекс, металлургия, автомобилестроение, строительные материалы, химия, а также транспорт и логистика. В будущем этот список неизбежно будет расширяться в соответствии с новыми вызовами экономической реальности.

По мнению исполнительного директора Ассоциации индустриальных парков Дениса Журавского, в Ленинградской области представлены все варианты парков как с точки зрения уровня подготовки инфраструктуры, так и по размерам и типам собственности, что предоставляет потенциальным резидентам широкий выбор. А кроме того, поддерживает сами парки в тонусе за счет «межвидовой конкуренции».

 69-02.jpg ПРЕСС-СЛУЖБА ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕСС-СЛУЖБА ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Счастье не в количестве

Казалось бы, регион выбрал правильную стратегию развития на своей территории промышленного производства и теперь надо только наращивать усилия в уже выбранном направлении, попутно рассчитывая на «потепление» экономической ситуации в стране.

Однако власти региона в лице губернатора Александра Дрозденко считают, что необходим не столько количественный, сколько качественный рывок. Как добиться от разнопрофильных производств, раскиданных по области, синергетического эффекта, сделать так, чтобы они дополняли и помогали друг другу? Было решено создавать кластеры по территориально-функциональному принципу: организация смежных производств по соседству, в рамках одного или нескольких близлежащих парков. Губернатор обратил внимание на то, что в развитых странах в кластерах сосредоточено более половины производственных мощностей, на которых задействовано свыше 40% работников. У региона есть прекрасные возможности пойти по этому же пути: близость Петербурга с его крепкой научной базой, мощный торговый морской порт, вокруг которого складывается промышленная зона, и, не в последнюю очередь, уже заработанная хорошая репутация у инвесторов.

Сейчас речь идет об 11 кластерных инициативах, которые находятся на различных стадиях реализации. Два кластера уже сложились — автомобильный и радиофармацевтический. В автомобильное «сообщество» вошли более десятка компаний, которые поставляют расположенным в Санкт-Петербурге и Ленинградской области автосборочным заводам разного рода комплектующие.

В медицине, фармацевтике и радиационных технологиях также насчитывается более десяти организаций, занимающихся не только производством, но и научной деятельностью, передовыми разработками, направленными на лечение серьезных заболеваний и поддержание активного долголетия. Здесь наблюдается вполне логичная спайка между петербургской наукой и целенаправленными усилиями властей Ленинградской области по обустройству комфортных для производителей промышленных площадок.

Стоит заметить, что правительство региона участвует в объединении схожих по профилю бизнесов в единое комьюнити не только идеологически и юридически, то есть словесными интервенциями и формированием привлекательных законодательных конструкций, но и организационно и материально. Так, для автомобильного кластера выделяется 18 млн рублей в год, которые идут на возмещение затрат на испытания автокомплектующих, подготовку кадров, а также их доставку до места работы. В будущем предполагается строительство инжинирингового центра, который будет заниматься изучением и апробированием перспективных инновационных технологий.

Помимо уже существующих приоритет отдается созданию кластеров лесопромышленного комплекса, нефтегазохимического, судостроительного, машиностроительного и кластера пищевой промышленности. База для этого в виде давно и успешно функционирующих предприятий есть, но надо связать их в единый комплекс с налаженным взаимодействием внутри по производственным, кадровым, информационным вопросам, что позволит скоординировать общее развитие, получить синергию, а заодно сделать отношения с федеральными властями еще более прозрачными и эффективными.

В частности, в том, что касается судостроения, предполагается, что будет образован отдельный совет, куда войдут директора судостроительных и ремонтных компаний. Областной бюджет готов взять на себя субсидирование расходов на подготовку и переподготовку кадров для предприятий и затраты на перемещение рабочей силы.

Безусловно, перспективным представляется организация кластера компаний нефтегазохимической промышленности. В Ленинградской области работают Киришский нефтеперерабатывающий завод (входит в «Сургутнефтегаз»), «Фосфорит», «Еврохим», «НоваТЭК Усть-Луга», в перспективе будет запущен завод по производству сжиженного природного газа «Балтийский СПГ». Имея таких серьезных игроков, мощный порт в Усть-Луге, который может переваливать все виды грузов, развитую автомобильно-железнодорожную сеть, логично задуматься о глубокой переработке углеводородов, в первую очередь, конечно, газа.

«Организация более глубокой переработки сырья — одна из приоритетных задач не только на региональном, но и на федеральном уровне. У нас достаточно компетенций, мы обладаем современными технологиями для создания добавленной стоимости. Для Ленинградской области развитие перерабатывающих предприятий означает и приток дополнительных налогов, и новые высокооплачиваемые рабочие места, и развитие инвестиционной привлекательности в целом. В полной мере учитывая потенциал развития портовой зоны Усть-Луга, мы видим перспективу дальнейшей локализации здесь крупных промышленных компаний. Безусловными драйверами роста станут «Балтийский СПГ» и «Балтийский карбамидный завод». Этой зоной уже интересуются и другие крупные компании, международные и российские», — рассказывает Дмитрий Ялов.

Ну а в Пикалево появится кластер легкой промышленности. О своем интересе уже заявил ряд компаний, занимающихся пошивом одежды, в том числе специального назначения. Судя по активному развитию индустриального сектора Ленинградской области, модные спецовки и современные рабочие комбинезоны точно будут востребованы.