Вячеслав Дусмухаметов — один из самых успешных продюсеров в новейшей истории российского телевидения и тот, чьи проекты определяют лицо канала ТНТ: «Универ», «Интерны», Comedy Woman, Stand Up, «Танцы», «Однажды в России». В этом году он стал генеральным продюсером ТНТ, и с его приходом канал подготовил самый масштабный в своей истории сезон, насчитывающий семнадцать премьер. У Дусмухаметова репутация человека, не знающего провалов. «Эксперт» поговорил с ним о том, как устроена телевизионная индустрия юмора.
— Как производятся юмористические шоу? Как вы их ставите на поток? Как решаете для себя эту проблему: когда люди не шутят спонтанно, а производят шутки по плану?
— Мы оцениваем жанр и отталкиваемся от людей. Если горят своим делом, если они единомышленники, то все получится. В индустриальном производстве юмористических программ очень тяжело удерживать качество. Должна быть культура труда и внутренняя планка качества, ниже которой нельзя опускаться. Самое главное — предпродакшен и подготовка. Программу долго пишут, репетируют, чтобы во время съемок все прошло хорошо. Важно также понимать, сколько можно произвести материала без потери качества.
— Как долго вы позволяете себе репетировать, чтобы это укладывалось в приемлемый бюджет?
— Самый дорогой элемент производства — съемка. К ней нужно подходить максимально подготовленными. За один съемочный пул снимают сразу несколько программ, что удешевляет производство.
— По каким критериям вы выбираете авторов? Фабрика КВН породила много людей, способных шутить. Какие из них, с вашей точки зрения, подходят для проектов канала?
— Самое главное — чтобы людям это оказалось интересно, чтобы для них проблематика была близка, иначе зритель сразу почувствует фальшь.
— Как я понимаю, ваше личное участие в проекте предполагает не только оценку качества, кастинг, подбор авторов, режиссеров, но и авторство?
— Я автор с административными возможностями.
— Какие возможности это дает для развития проекта? И не влияет ли отрицательно на качество программ? Ведь вы, наверное, в чем-то сильны, а в чем-то нет.
— Я делаю только то, в чем силен. Есть ребята, которые выпускают «Битву экстрасенсов», и есть те, кто производит «Дом-2». Это то, в чем они сильны. ТНТ постоянно развивается. Ежегодно мы добавляем несколько проектов и расширяем внутренние горизонты. Сейчас закончили первый пул съемок нового шоу «Песни» с Тимати и Максимом Фадеевым. К нам поступило почти восемнадцать тысяч заявок за пять дней, и это рекорд для телевизионных шоу. Нам даже пришлось прекратить раньше объявленного срока прием заявок: наши возможности их обработать ограниченны.
— Это впечатляет, но хотелось бы понять, как вы такого добились. Может быть, есть какие-то секреты?
— Секрет только один — команда.
— Откуда эти люди берутся? Не бывает же так: идешь по улице и встречаешь нужного тебе человека.
— Кто-то приходит сам, кого-то находим мы.
— Появилась идея. Что дальше?
— У создателей появляется идея. Собирается команда единомышленников. Они создают персонажей, дорабатывают сценарии. Когда по внутреннему ощущению команда готова к съемке, подключается кино- и телевизионная группа. Если это скетчкомы и сериалы — кинорежиссеры, если программы — телережиссеры. Снимается «пилот». Очень многое зависит от монтажа. По «пилоту» становится понятно, что нужно изменить. Важно заранее понимать, сколько получится сделать серий именно того качества, в каком снят «пилот». Пилотная серия для создателей — это как первый ребенок, в которого вложена душа. После утверждения «пилота» на канале возможен запуск цикла производства.
— Как вы отбираете артистов? Особенно женщин — им все-таки труднее быть смешными.
— Когда десять лет назад мы запускали Comedy Womаn, было много вопросов. Будет ли это смешно? Существует ли женский юмор в принципе? Но мы доказали: женский юмор существует и он востребован. Спустя десять лет шоу Comedy Woman полностью перезагрузилось. Появились новые герои, новые декорации, новая съемочная площадка. Проект вышел на другой уровень производства.
— Как долго приходится отбирать на кастинге, чтобы найти ту самую актрису?
— Мы очень долго ищем. Могу сказать точно: это может быть и год, и больше.
— Как понять, смешной артист или нет?
— Есть несколько критериев. Во-первых, насколько артист соответствует тому, что задумал автор. Во-вторых, как видит героя режиссер. Потому что именно режиссер работает с материалами автора и у него есть свое видение. И конечно, коллегиальное мнение руководителей канала: оценивается продукт в целом и попадает ли он в целевую аудиторию. Выбирая артистов, нужно понять, как они будут взаимодействовать в ансамбле. «Интернов», например, мы запустили достаточно быстро. Нужно было подобрать четверку артистов — молодых врачей, и мы это сделали. Но когда рядом с ними появлялся Иван Иванович Охлобыстин, они вели себя совершенно по-иному. Кто-то просто не выдерживал его энергии. Казалось бы, артисты найдены, но ты вызываешь их на ансамблевые пробы и видишь: что-то не работает.
— Если в целом говорить о таком явлении, как юмор, в чем его специфика в современном мире?
— Юмор помогает нам все воспринимать проще. Помогает посмотреть на проблемы, которые существуют в нашей жизни, под другим углом. Остановиться, расслабиться и понять: все не так плохо. Мы пытаемся найти во всем что-то позитивное. Я, как врач по образованию, хочу, чтобы наш народ жил дольше. Если он благодаря юмору ТНТ будет позитивнее смотреть на происходящее, жить станет немножечко легче. Канал откровенно разговаривает со своим зрителем на откровенные темы. Если проблема существует, то мы стараемся ее затронуть, над ней пошутить. ТНТ — это как домашний психолог, после которого тебе становится проще и легче жить. Юмор — это очень большой и серьезный антидепрессант.
— Чем юмор на ТНТ отличается от юмора на других каналах?
— Мы просто открыто говорим с человеком на его языке.
— Были ли у вас случаи, когда вы неудачно шутили? Взять тот же Comedy Club: некоторые шутки в нем выглядят слишком резкими.
— Я не считаю, что в Comedy Club много резкости, иначе зритель бы на это реагировал. Comedy Club смелый, современный, актуальный. Это крутое продвинутое шоу, которое перешло из модных в разряд классических юмористических; для меня — лучшее шоу на российском телевидении, независимо от того, кто и как о нем думает.
— Что значит для шоу перейти в разряд классических?
— Огромное количество людей выросло с его героями, ассоциирует их с чем-то смешным, со светлым, хорошим, добрым чувством. Это неимоверно круто. Находиться больше десяти лет в российском эфире и показывать такие результаты — хвала Гарику Мартиросяну, который занимается этой программой. В нынешнем году Comedy Club поменял площадку, обновился, переехал в Барвиху. Назовите мне хотя бы один телевизионный продукт, который за двенадцать лет не потерял в качестве.
— КВН, например.
— КВН — это святое. Мы не сравниваем его ни с чем. Я люблю, ценю и уважаю Александра Васильевича Маслякова. КВН — высшая школа для российского юмора. Если на Западе есть учебные заведения, где учат писать комедию и создавать ситкомы, то у нас это КВН. Это мощный социальный проект. Я сам его прошел и очень ему благодарен. Мы всегда с радостью примем участие во всех играх, если Александр Васильевич позовет нас. Он наш отец.
— Какие юмористические форматы сейчас наиболее востребованы: импровизационное стендап-шоу или традиционные сценки, где взаимодействуют несколько персонажей и прописан сценарий?
— Моя задача как генерального продюсера канала ТНТ — чтобы на нашем канале было представлено максимальное количество развлекательных жанров и зритель имел возможность выбрать то, что ему нравится. Если ему нравятся «сценки», как вы говорите, то он смотрит Comedy Club или «Однажды в России». Если жанр стендап — на ТНТ есть шоу Stand Up. Зритель, которому интересно наблюдать за тем, как люди импровизируют, смотрит «Импровизацию». Если нравится музыкальный юмор — «Студию Союз». Если викторина с развлекательным уклоном — «Где логика?». Если любит танцы — самое масштабное в России танцевальное шоу «Танцы» в эфирной сетке ТНТ. Моя задача — чтобы все эти жанры были представлены и палитра была как можно шире. И я призываю всех: приходите на канал ТНТ, приходите со своими идеями; если у вас есть какой-то новый жанр, приносите его, и мы будем с ним работать.
— Я это понимаю, но хочу, чтобы вы как эксперт в данной области оценили преимущества и достоинства жанров, которые сейчас наиболее распространенные и удачные. Что из нового сейчас модно?
— Когда-то была мода на Comedy Club, затем он стал классическим для канала форматом. ТНТ не гонится за модой — он сам создает тренды. Сейчас люди повально увлечены стендапом. На прошлый фестиваль стендап приехало порядка восьмисот комиков. Это грандиозно.
— А откуда берутся люди, стремящиеся попробовать себя в жанре стендап-шоу?
— Как только в интернете стали популярны блоги, а в журналах — колонки, где люди высказывают свою точку зрения, распространять ее стало очень легко с помощью интернета. Все начали прислушиваться к мнению друг друга. На этой базе и существует стендап. Стендап — это высказанное мнение, точка зрения. Ты можешь соглашаться с ней или не соглашаться. Руслан Белый любит говорить: чем хуже жизнь, тем лучше комик. Чем взрослее стендап-комик, тем лучше: у него есть жизненный опыт. Стендап легче всего распространяется, поскольку, если ты один и тебе есть что сказать, ты можешь это сделать.
— Какими качествами должен обладать стендап-артист?
— Стендап-комику невозможно написать, чтобы он вышел к зрителям и хорошо прочитал написанный монолог со сцены: такой период прошел. Это эстрадный юмористический жанр, который был популярен раньше. На каких-то каналах такой формат до сих пор существует. Но это просто артисты разговорного жанра. Стендап-комики пропускают текст через себя — в этом вся мощь артиста: когда он выворачивается наружу и говорит правду. Тогда я ему верю, я вместе с ним смеюсь или вместе с ним переживаю ситуацию.
— Вы претендуете на то, чтобы задавать тон в области телевизионного юмора?
— Так получается сухим языком цифр, что канал ТНТ является лидером по производству развлекательного контента. Задаем мы или не задаем тон — судить зрителям. Но мы делаем максимальное на российском телевидении количество лучших развлекательных программ.
— Как оцениваете такое явление, как видеоблоги? Оно как-то пересекается с тем, что происходит на канале? Есть там интересные идеи, которые можно было бы реализовать в рамках телевизионного канала?
— Интернет — это просто способ распространения информации. Кто-то выбирает интернет, кто-то — телевизионный эфир: каждый выбирает свое. Самое главное — это контент.
— Вы как продюсер телеканала не видите проблему в том, что аудитория однажды начнет предпочитать шутки блогеров?
— ТНТ на первом месте в интернете среди всех телевизионных каналов по просмотрам, лидер по количеству подписчиков в социальных сетях. Я интернет обожаю, потому что это еще одна возможность смотреть наш контент. Если кто-то не успел посмотреть сериал в эфире, делает это в комфортное для себя время на сайте телеканала. Конкуренции здесь я не вижу.
— Как вы монетизируете показы в сети?
— ТНТ стал первым в России телеканалом, начавшим продавать рекламу по Big TV.
Интерес зрителей, а также спрос рекламодателей на актуальный и высококачественный контент собственного производства выше, чем на зарубежный контент, и в эфире, и онлайн. Важно иметь эксклюзивный контент и полный объем прав для всех сред его распространения. Зритель готов смотреть оригинальные форматы развлекательных проектов ТНТ и в выходные, и в будни. Канал способен обеспечить сто процентов «импортозамещения», предлагая зрителю развлекательный контент собственного производства семь дней в неделю.
— Существует ли разница между аудиторией, которая смотрит канал ТНТ в эфире, и той, что делает это в Сети?
— Конечно. Есть лояльные зрители, которые всегда смотрят канал. И есть те, кому привычнее или проще смотреть контент, когда у них имеется для этого время.
— Как станет дальше развиваться ситуация?
— Мы будем считать просмотры и в интернете, и в эфире. Плюсовать их и получать реальную картину просмотра контента ТНТ.
— Существует ли проблема обновления состава ведущих? Если взять общепринятую практику, то такие артисты, как Максим Галкин или тот же Гарик Мартиросян, уже по десять лет тянут на себя эту лямку, и никого, кто мог бы их заменить, пока не видно.
— Посмотрите внимательно на все телеканалы: у кого больше всего звезд и кто о них заботится? ТНТ создает звезд и дает им возможность работать. ТНТ — это большой дом, большая семья, где огромное количество звезд, которые никуда не уходят.
— А есть ли там место для новых звезд, раз старые никуда не уходят?
— Новые звезды появляются постоянно. Существует открытая и закрытая система. Закрытая рано или поздно вырождается. У ТНТ открытая система, мы постоянно обновляемся. У нас есть программы по поиску талантов. И мы их находим. Яркий пример: Мигель или Ляйсан, которые существовали в другом информационном поле, но стали лицами канала.
— Канал ТНТ ориентирован на молодежную аудиторию?
— От четырнадцати до сорока четырех.
— И артист старше сорока лет ее уже не цепляет. У вас есть предельный возраст для лиц канала? Когда наступает пенсионный возраст для артистов юмористического жанра на ТНТ?
— Понятия «пенсионный возраст» на канале ТНТ в принципе не существует.
— То есть все будут шутить по меньшей мере до шестидесяти лет?
— Если позволит здоровье, будем делать именно так. Мы взрослеем вместе со своей аудиторией, но появляются и новые герои для молодежной аудитории. Поэтому ТНТ полностью соответствует своей целевой аудитории.
— Есть опасность, что ваших звезд переманят на другие каналы?
— Бывает, что звезды уходят с канала, но, как правило, все возвращаются. Мы никого не удерживаем насильно, но, если человеку хорошо на канале ТНТ, почему ему не быть на канале ТНТ?