Кто ж его посадит, он же памятник?!

20 ноября 2017, 00:00

 

А в Африке,

А в Африке,

На черной Лимпопо,

Сидит и плачет

В Африке

Печальный Гиппопо.

Корней Чуковский. «Айболит»

 

Военный переворот в Зимбабве прошел с местным колоритом: министр обороны Константино Чивенга вывел на улицу войска и тяжелую технику и поместил президента Роберта Мугабе под домашний арест. С помощью захваченного телевидения военные сообщили, что это не военный переворот: президент Мугабе не арестован, а взят под охрану. Сразу вспомнились события 19 августа 1991 года, когда члены ГКЧП не были уверены не только в успешности госпереворота, но и в том, что они совершают госпереворот. В Зимбабве, как и в СССР, не обошлось без вице-президента, потенциального преемника Роберта Мугабе Эммерсона Мнангагвы. Всего неделю назад вице-президент был отстранен от занимаемой должности и покинул Зимбабве за «проявление признаков нелояльности».

Роберт Мугабе увековечивает сам себя 06-01.jpg
Роберт Мугабе увековечивает сам себя

У политической элиты Зимбабве сложилось впечатление, что в преемники метит супруга президента Грейс Мугабе, по возрасту годящаяся президенту скорее во внучки. Грейс Мугабе прославилась высказыванием: «Однажды, когда Господь назначит Мугабе умереть, мы выставим его труп в качестве кандидата. Увидите, что люди проголосуют за него». Кроме изобретения новых политтехнологий Грейс Мугабе увлекается шопингом и любит подраться. Например, находясь в ЮАР, она сильно избила модель Габриэлу Энджелс, которая имела несчастье находиться в одном помещении с сыновьями четы Мугабе.

Иметь такого импульсивного преемника не захотела не только зимбабвийская элита, но, видимо, и Китай, на который ориентировался Мугабе с момента прихода к власти. Пекин в последние годы расширяет сотрудничество с Зимбабве и не хочет терять влияния в этой африканской стране. В пользу такой версии говорит визит министра обороны Зимбабве Константино Чивенга в Китай, последовавший за отставкой вице-президента. Сразу после военного переворота Грейс Мугабе выдворили из страны с формулировкой «удалось покинуть Зимбабве». А бывший вице-президент, напротив, возглавит новое правительство.

Самому Роберту Мугабе вряд ли угрожает что-то страшнее отставки. Совершившие военный переворот уже несколько дней уговаривают Мугабе подать в отставку. Уважение, которое испытывают бунтовщики к действующему президенту, вполне объяснимо. Для Зимбабве он одновременно отец-основатель и освободитель страны от колониального гнета. В Южной Родезии (так называлась страна до 1979 года) власть и собственность принадлежали белому меньшинству. И хотя власть перешла к коренному населению скорее под давлением со стороны США и Британии, Роберт Мугабе внес в это значительный вклад. Но продолжение борьбы с белыми, выразившееся в отъеме собственности и изгнании их из страны, принесло не ожидаемое благосостояние, а нищету и западные санкции. Экономические эксперименты Мугабе превратили простых зимбабвийцев в квадриллионеров, оперирующих купюрами в 100 трлн зимбабвийских долларов, не сделав их при этом богатыми. Неумение контролировать выпуск денег привело к тому, что с 2009 года Зимбабве пришлось отказаться от национальной валюты и перейти на иностранные, прежде всего на доллар США.

Оценивая свою роль в истории Зимбабве по заслугам, в 2016 году Роберт Мугабе открыл два памятника самому себе. Один из них, авторства зимбабвийского скульптора Доминика Бенхура, похож, скорее, на памятник Гомеру Симпсону из одноименного мультсериала, пытающемуся покорить космос без помощи ракеты. При этом Роберт Мугабе сам является живым памятником современной Зимбабве, уважение к нему испытывают даже заговорщики, что гарантирует президенту жизнь и свободу.