Модернизации подложили налог

20 ноября 2017, 00:00

ТАСС
Возвращение налога на движимое имущество больно ударит по промышленности

Государственная дума приняла в третьем чтении поправки к Налоговому кодексу РФ — они, в частности, переводят ряд налоговых льгот с федерального уровня на региональный. В реальности это может вылиться для предприятий в возрождение налога на движимое имущество — или «налога на модернизацию».

Сейчас компании не платят налог на движимое имущество. Льготы по этому налогу на федеральном уровне были введены в 2012 году. В 2016-м право на сохранение или отмену льготы с 2018 года было передано в регионы, но под влиянием протестов предпринимателей ее предполагалось сохранить и в 2018-м. Однако новые поправки в Налоговый кодекс означают: если в регионах не примут решение сохранить льготу, платить все-таки придется.

У регионов же есть весьма веские причины не продлевать ее. Во-первых, при общей сумме льгот от регионов для организаций и физических лиц в 328 млрд рублей в 2017 году общий объем государственного долга субъектов РФ составил 2,2 трлн рублей. Во-вторых, в прошлом месяце Минфин объявил, что разрабатывает методику оценки эффективности предоставляемых регионами налоговых льгот. Теперь регионы должны будут провести расчет эффективности всех полутора тысяч предоставляемых ими льгот, а если те окажутся неэффективными, получат меньше денег в виде федеральных дотаций. Тем не менее, по сообщениям в прессе, Московская, Липецкая и Ивановская области планируют сохранить льготу, ранее Татарстан тоже сообщал о планах оставить ее, а вот Челябинская область продлевать льготу не собирается.

Заместитель председателя Внешэкономбанка Андрей Клепач уже заявил, что льготу стоило бы сохранить еще на год-другой. «По факту сейчас ситуация с бизнесом ухудшилась. В этой ситуации как минимум надо перенести срок на 2019 или 2020 год и посмотреть, что у нас выстроится с инвестиционной льготой», — говорит г-н Клепач.

Уже сейчас можно предположить, для кого введение налога окажется наиболее болезненным. «В первую очередь это сферы бизнеса, которые в качестве основных средств имеют дорогостоящее оборудование, то есть то, что является движимым имуществом (кроме транспорта — там отдельный налог). Это, в частности, энергетические компании (генерация и энерготранспортировка), машиностроение, добывающая промышленность, различные сервисные компании», — перечисляет ведущий юрисконсульт IPT Group Константин Дмитриев. При этом, по его мнению, речь идет не о возрождении налога, а о дополнительном инструменте привлечения инвестиций в регионы. «Федеральный центр исходит из представления, что регион должен самостоятельно определять, привлечение каких производств, в том числе за счет налоговых льгот, будет ему наиболее выгодно», — поясняет юрист.