По тормозам

20 ноября 2017, 00:00

Минэкономразвития, унаследовавшее от советских экономических органов функцию «мотивационного тренера», опять слегка завысило ожидания прироста ВВП. В конце октября МЭР оценивал его в третьем квартале в 2,2% по отношению к июлю–сентябрю 2016 года с учетом, в частности, рекордного, выросшего на 13,6% сбора зерновых. Но первая оценка Росстата фактической динамики ВВП насчитала лишь 1,8%, поправив заодно и консенсус-прогноз Bloomberg (2%). Замедление годового прироста с 2,5% в предыдущем квартале до 1,8% при переходе к последовательным квартальным приростам (с сезонной и календарной поправками) дает изменение к предыдущему кварталу около нуля. То есть ВВП в третьем квартале в реальном выражении остался на уровне предыдущего квартала.

Замедление годового прироста ВВП с 2,5% до 1,8 означает, что объем ВВП третьего квартала остался примерно на уровне предыдущего  03-01.jpg
Замедление годового прироста ВВП с 2,5% до 1,8 означает, что объем ВВП третьего квартала остался примерно на уровне предыдущего
Октябрь не принес оживления российской промышленности 03-02.jpg
Октябрь не принес оживления российской промышленности

Из-за слишком больших сезонных колебаний российского ВВП точность подсчета сезонно скорректированной крайней точки обычно невысока. Так что конкретной цифре не стоит придавать слишком большого значения. Но, во всяком случае, замедление роста налицо — после бодрого восстановления первой половины года. И это вполне очевидно вытекало уже из вышедшей в октябре статистики по секторам экономики.

Так, существенным тормозом хозяйственной динамики стало промышленное производство, индекс которого загнулся вниз под действием снижения добычи полезных ископаемых и коммунальных услуг, а в октябре пошел вниз и индекс производства в обрабатывающих отраслях, так что ИПП в целом сокращается уже четвертый месяц подряд.

Уточненные объемы строительных работ в третьем квартале тоже стагнировали, и это могло быть признаком того, что отраженное официальной статистикой первых двух кварталов внушительное увеличение инвестиций в действительности не было столь радикальным. Возможно, замедление распространилось и на операции с недвижимостью, аренду и прочие услуги — отрасль, которую Росстат во втором квартале «назначил» второй по значению, ответственной за рост (после добывающих отраслей промышленности).