В середине ноября рост оптовых цен на бензин значительно превысил средние по стране показатели инфляции. В период с 7 по 13 ноября стоимость тонны АИ-92 увеличилась на 2,3%, достигнув 42 850 рублей, АИ-95 — на 1,7%, до 44 990 рублей. На конец прошлой недели, несмотря на наметившееся на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) незначительное снижение цен по сравнению с предыдущим биржевым днем, АИ-92 торговался по цене 44 294 рубля, а АИ-95 — по 46 449 рублей за тонну. Такие ценовые скачки не только бьют по карману рядовых автолюбителей, но и несут в себе угрозу роста объемов сбыта контрафактного топлива на АЗС.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объяснила скачок цен действиями трейдеров. Комментируя ситуацию, начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Манохин, сообщил, что трейдеры «Солида» и РУАН совершали сделки по цене в среднем на пять тысяч рублей выше рынка и в настоящий момент эти сделки расследуются на предмет манипуляции ценами и трейдерского сговора. При этом, по его словам, возможно, до конца года так и не будет установлено, имела место ценовая манипуляция или произошел, как объясняют сами трейдеры, технический сбой, незначительно повлиявший на цены.
«Мы про технический сбой не говорили. Факт, что трейдеры совершали сделки выше рынка и они дали повышение индекса, — подчеркнул Дмитрий Манохин. — Естественно, на цену влияют и другие факторы, например такие, как высокий спрос покупателей, вызванный приостановкой производства на МНПЗ, влияние нетбэка, привлекательность сбыта нефтепродуктов на экспорт. Но в последние дни ситуация с ценообразованием на СПбМТСБ выправляется».
Однако, как заявил журналу представитель одной из госструктур, причастных к регулированию работы российского топливного рынка, вести речь о сговоре трейдеров на бирже странно: «Если рассматривать ситуацию с бензиновыми ценами во всей ее полноте, то ключевой причиной их нынешнего роста является то, что трейдеры готовятся к повышению топливных акцизов в следующем году — в среднем на 60 копеек на литр. Поэтому так или иначе изначальным инициатором повышения цен стало государство».
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша обратил внимание на то, что ноябрьский скачок цен показал: в текущем году они выросли значительно больше, чем в прошлом: «Оптовые цены на дизель по сравнению с ноябрем прошлого года выросли почти на двадцать процентов, а на бензин — приблизительно на десять. Розничные — на шесть-семь процентов. Самое неприятное во всем именно резкий рост оптовых цен. А это означает, что если розничный рынок у нас еще поддается воздействию регуляторов, то оптовый по своей сути является олигопольным и живет по своим законам, не соответствующим рыночным реалиям. Происходит так потому, что совместным приказом ФАС и Минэнерго России установлены критерии формирования биржевой рыночной цены. В нем говорится: если нефтяная компания, признанная доминирующей на рынке, продает через биржу десять процентов от объемов своего производства по бензину и пять процентов — по дизелю, то биржевые цены на эти продукты признаются рыночными. Первое время такой механизм позволял поддерживать действительно рыночный уровень цен, но затем нефтяные компании научились влиять на биржевые индикаторы, намеренно снижая предложение на оптовом рынке и создавая повышенный спрос на горючее. И ФАС ничего сделать не может, потому что формально все требования выполняются. На первой сессии нефтяные компании продают свое топливо и часть его одновременно скупают сами либо через аффилированные структуры, не выходя на вторую сессию, которая специально создавалась для продажи нефтяными компаниями топлива друг другу, уже без влияния на биржевые индикаторы. Таким образом им удается повышать биржевые индикаторы нерыночными способами до желаемых показателей. В результате в ряде случаев оптовые цены на горючее практически сравнялись с розничными. И в этой ситуации та же остановка производства на МНПЗ может рассматриваться лишь как сиюминутная причина ноябрьского ценового скачка.
Последствиями такого положения, по мнению Евгения Аркуши, неизбежно станет снижение привлекательности легального топлива и рост продаж контрафакта. «У нас в стране, по некоторым оценкам, уже до 50 процентов продаваемого дизельного топлива на самом деле таковым не является, — подчеркнул он. — По бензину уровень контрафакта ниже, но тоже значителен. И в нынешнем правовом поле исправить ситуацию не получится, потому что альтернативой контрафакту для компаний, не связанных с ВИНК, является только уход с рынка».