Особые экономические зоны все более востребованы у инвесторов, причем не только российских,
но и зарубежных. Государство дает четкий сигнал, что готово и дальше развивать сотрудничество в этом
направлении
РОСОЭЗ
Читайте Monocle.ru в
Современная концепция ОЭЗ как зон роста действует в России с 2005 года — с момента выхода соответствующего федерального закона, регламентирующего их работу. В том же году были проведены первые конкурсы среди регионов на обустройство технико-внедренческих и промышленно-производственных зон, в 2006-м в них появились первые резиденты, однако надо признать, что процесс шел ни шатко ни валко в силу ряду причин: непроработанности законодательства, новизны этого инструмента и связанного с этим неумения и нежелания региональных руководителей с ним работать, определенного недоверия бизнеса к государству. Серьезный прогресс был достигнут лишь после того, как в 2014–2016 годах правительство серьезно изменило правила игры, а курс на импортозамещение стал не просто риторическим приемом в обсуждении санкций и антисанкций, а превратился в четко прописанную стратегию.
В России сейчас функционируют 26 особых экономических зон: десять промышленно-производственных, шесть технико-внедренческих, девять туристско-рекреационных и одна портовая. Как и во всем мире, они предлагают резидентам ряд существенных льгот по сравнению с обычным режимом деятельности (см. таблицу), упрощенный порядок решения ряда проблем, например подключения к инженерным сетям, наличие собственного таможенного поста на территории ОЭЗ и в целом повышенное внимание к их нуждам. Но все эти блага даются в обмен на определенные обязательства по объемам инвестиций.
Для того чтобы стать резидентом, компании после выбора подходящей для себя зоны и подготовки бизнес-плана необходимо получить одобрение экспертного совета региона, на территории которого расположена ОЭЗ, и заключить соглашение о ведении деятельности. Каждая ОЭЗ создается отдельным постановлением правительства РФ сроком на 49 лет, который может быть продлен.
Рост очевиден
Как отмечают в АО «Особые экономические зоны», в последние годы институт ОЭЗ переживает этап стремительного роста, о чем говорят следующие цифры. На их территории сейчас работает более 600 резидентов, которые заявили инвестиции на общую сумму более 800 млрд рублей. Всего резиденты уже вложили 244 млрд рублей и создали почти 25 тыс. рабочих мест. Ежегодный объем выпускаемой продукции составляет 18,5 млрд рублей. Положительная динамика наблюдается и в части уплаченных налогов и таможенных платежей: их объем достиг 63,7 млрд рублей, к 2020 году, как прогнозируется, эта сумма увеличится до 105 млрд рублей, к 2025-му — до 251 млрд рублей.
В ближайшее время эти цифры, очевидно, серьезно увеличатся. Только за 2016 и 2017 годы резидентами стали почти 200 компаний, из которых 14 представляют США, Южную Корею, Грецию, Италию, Австрию, а также другие развитые страны. Открыто почти 40 заводов компаний — носителей мировых брендов. Так, в 2017 году запущены производства Kemin, Viessmann, PPG и ряд других, до конца будет введено в эксплуатацию еще 14 заводов. Всего около сотни иностранных компаний выбрали для реализации своих проектов российские ОЭЗ, в их числе Yokohama, Bekaert, Ford Sollers, Armstrong, Kastamonu, ABB, 3M, Betterman, Novartis.
С сентября прошлого года власти субъектов РФ провели 43 экспертных совета, подписано 118 соглашений об осуществлении деятельности с общим объемом заявленных инвестиций 178,3 млрд рублей.
За счет чего достигнут столь серьезный рост после нескольких лет неспешного развития, в результате которого пришлось закрыть восемь зон, никак себя не проявивших? Здесь стоит отметить несколько факторов.
Во-первых, четыре типа зон позволяют инвестору реализовывать самые различные проекты: от создания крупных производств до развития современных высокорентабельных курортов, пользуясь налоговыми, таможенными и социальными льготами, льготными ценами на земельные участки и иные объекты недвижимости.
Во-вторых, все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой, построенной непосредственно для реализации проектов резидентов качественной инфраструктурой, что создает хорошие условия для импортозамещающих производств и локализации иностранных компаний.
В-третьих, развитие особых экономических зон идет в ногу со временем. Площадками для реализации программы «Цифровая экономика» уже стали технико-внедренческие зоны, например ОЭЗ «Дубна» и «Иннополис» (Татарстан).
Экономия до 30% от первоначальных инвестиций
Решаем системные проблемы
Помимо очевидных вещей в виде активизации промышленного производства, создания благоприятного инвестиционного климата, стимулирования выпуска инновационной и потому рискованной с точки зрения коммерческого успеха продукции, подобные «оазисы» помогают решить на национальном уровне ряд системных проблем, часть из которых особенно актуальны для России.
Обустройство ОЭЗ в известной степени сглаживает исторически сложившиеся региональные различия в уровне развития промышленности и, соответственно, в доходах населения. Не обладающие мощным производственным комплексом Псковская область (см. «Форпост промышленного развития на границе с Евросоюзом», . ) и Северный Кавказ, на территории которого находится несколько туристско-рекреационных зон, с помощью этого инструмента получают возможность реализовать свои географические преимущества, увеличить количество рабочих мест и поступления в региональный бюджет.
Кроме того, ОЭЗ не просто активизируют уже имеющиеся точки роста, но, скажем так, структурируют их и дают эффект синергии за счет появления кластеров. В зоне «Тольятти» (см. «Эф-фективно для государства, выгодно длябизнеса» на стр. 63) значительная часть резидентов относится к автомобильной промышленности, что продиктовано производственным профилем города — площадки для автоконцерна АвтоВАЗ. В Нижегородской области власти недавно обнародовали инициативу создания в виде ОЭЗ судостроительного кластера. Все необходимые составляющие для этого — предприятия, кадровые ресурсы, научная база — уже есть, но надо объединить их в единый комплекс, систему, которая будет значить больше, чем ее элементы по отдельности. Особая экономическая зона благодаря льготам и наличию коллег по цеху, потенциальных партнеров и клиентов поможет стимулировать инвесторов создавать новые предприятия по выпуску компонентов или готовой продукции именно в этом регионе, а не где-либо еще. А в Санкт-Петербурге речь идет уже о целом ряде кластеров: IT, фармацевтике, приборостроении и энергоэффективности — все с опорой на научно-техническую базу города.
Синергия от кластеров, несомненно, даст гораздо больший экономический и научный эффект, чем чисто арифметические выгоды от увеличения выпуска товаров и создания рабочих мест.
Наконец, нельзя не затронуть и такой важный аспект, как импортозамещение — показатель, который Министерство экономического развития РФ даже предложило недавно учитывать при рассмотрении заявок кандидатов на получение статуса резидента.
Некоторый скепсис относительно намерений правительства стимулировать локализацию в России производства импортируемых в страну товаров, а также способствовать выпуску национальных аналогов зарубежной продукции сменился на понимание того факта, что геополитическая обстановка к иному варианту развития событий не располагает. Более того, за три года, прошедшие с тех пор, как слово «импортозамещение» начало активно использоваться в разного рода стратегиях и в бизнес-кругах, государство ни разу не позволило усомниться в твердости выбранного курса. Это, по крайней мере в том, что касается ОЭЗ, возымело эффект. Не проходит месяца, чтобы какой-либо из резидентов промышленно-производственных зон не объявил о намерении или даже о старте выпуска соответствующей продукции. Производимый в «Алабуге» товар заменит аналогичный, но импортируемый сегодня из Нидерландов. В зоне «Моглино» (Псковская область) до конца 2017 года начнет работу завод финского производителя лаков и красок Nor-Maali, который пока что продает в России то, что ввозит из Финляндии. Резиденты технико-внедренческой зоны «Дубна» на выставке «Импортозамещение», состоявшейся нынешней осенью в Москве, представили несколько перспективных разработок в сфере медицинского оборудования, забора биоматериалов для анализов, транспортировки больных, а также IT и компьютерной техники.
ОЭЗ в цифрах
Государство поможет
Государство продолжает создавать привлекательные условия как для резидентов отдельных ОЭС, так и вообще для инвесторов в особые зоны, что должно повысить доверие к системе, а самое главное, убедить в том, что принятые когда-то правила не будут пересмотрены.
Так, в Государственную думу в сентябре внесен законопроект о налоге на прибыль резидентов. Он предусматривает, что для отдельных инвесторов будет сохранена ставка 2%, в то время как, согласно нынешней редакции Налогового кодекса, на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года она определена в размере 3%.
Кроме того, Госдума уже одобрила в трех чтениях законопроект об отмене налогов при передаче государству имущества ОЭЗ. В настоящее время имущество государственных компаний, которые были специально созданы для развития зон, безвозмездно передается региональным властям двумя путями: либо безвозмездно, либо через передачу имущества в собственность управляющих компаний с последующим трансфером их акций. В последнем случае возникает требование уплаты НДС. Согласно тексту документа, указанное имущество из объектов налогообложения на добавленную стоимость исключается.
Есть положительная законодательная инициатива и на региональном уровне. Так, власти Москвы приняли решение, что резиденты технополиса «Москва» (бывшая ОЭЗ «Зеленоград») получат возможность выкупить землю под своими предприятиям за 1% от кадастровой стоимости после завершения строительства. Такой шаг в практике российских ОЭЗ предпринимается впервые. Планируется, что решение будет оформлено в виде постановления городского правительства, под чье управление зона перешла в минувшем августе, до начала 2018 года. Обращает на себя внимание скорость, с которой местные власти готовы идти на уступки бизнесу.
Законодательная поддержка оказана и старейшей экономической зоне в России — калининградской (хотя в новом своем варианте она была основана только в 2006 году). Специальный законопроект предусматривает увеличение срока работы ОЭЗ
Калининграда до 2095 года, а также сокращение сроков государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с 60 до 45 календарных дней. Кроме того, речь идет о введении электронных виз для иностранных специалистов, распространении режима свободной таможенной зоны на акваторию морских портов и установлении минимального размера инвестиций для получения статуса резидента: 10 млн рублей для проектов в сфере здравоохранения и 1 млн рублей для IT. Что ж, такие вложения компаниям вполне по силам, а за плюсы работы в ОЭЗ говорит впечатляющий рост числа резидентов.