России необходима новая индустриализация. Отчасти она должна компенсировать тот промышленный потенциал, который был потерян после развала СССР в период перехода от социалистического способа хозяйствования к капиталистическому. Однако в значительной степени она призвана обеспечить переход к новым, высокоэффективным технологиям, позволяющим увеличить производительность труда, сохранив и преумножив богатый опыт прошлых лет, перейти к самодостаточной, диверсифицированной и инновационной экономике, дающей возможность развивать новые высокотехнологичные отрасли.
Важным отличием новой индустриализации должна стать ее экологичность: со стороны общества существует серьезный запрос на «чистые» производства. Экологическая проблематика сегодня — важная составляющая общественно-политической жизни страны.
Для промышленно развитых регионов, тем более для старопромышленных, таких как Урал или Сибирь, она особенно актуальна. С одной стороны, предприятия здесь остаются основой благополучия жителей, с другой — они продолжают оказывать негативное влияние на окружающую среду. В связи с этим одна из задач новой индустриализации — модернизация неэффективных, грязных производств и ликвидация накопленного экологического ущерба прошлых лет.
Цель оправдывала средства
План ГОЭЛРО, подразумевавший масштабную электрификацию России, был принят в конце 1920 года и стал основой для дальнейшей индустриализации страны. Для молодого государства индустриализация была вопросом жизни и смерти, поэтому во главу угла ставилась задача получения продукции на введенных в строй производствах, а все остальные вопросы, включая влияние работающих заводов на окружающую среду и здоровье людей, были второстепенными. Хотя нужно отметить, что государственные органы, призванные заниматься природоохранной деятельностью, начали создаваться практически сразу после прихода большевиков к власти — в 1919 году была учреждена Временная комиссия по охране природы, на базе которой впоследствии был организован Междуведомственный государственный комитет по охране природы. Еще до начала масштабной индустриализации, в 1924 году, было создано Всероссийское общество охраны природы, которое в том числе взяло на себя выполнение функций общественного контроля за использованием природных ресурсов и выполнением природоохранного законодательства.
После Второй мировой войны тема охраны природы и здоровья человека получила дальнейшее развитие. Было принято соответствующее законодательство, однако серьезных подвижек не произошло. Так, закон «Об охране природы в РСФСР», принятый в 1960 году, носил прежде всего, природопользовательский а не природоохранный характер, в нем не была прописана ответственность за нанесение вреда окружающей среде. Впрочем, волна природоохранной деятельности постепенно начала нарастать, в том числе в западных странах, прежде всего в США. В апреле 1970 года в Соединенных Штатах впервые был проведен День Земли. Более 20 млн жителей страны потребовали от властей улучшения экологической ситуации.
В 1980-е в СССР произошел переход от политики охраны ресурсов к политике охраны природы и человека. С середины десятилетия стало применяться превентивное регулирование охраны окружающей среды. В 1988 году был создан Государственный комитет по охране природы. Затем на его базе в 1991 году было образовано Министерство экологии и природных ресурсов. То есть природоохранный орган получил как никогда высокий статус в системе государственной власти. Но тут все рухнуло.
Дым отечества
В 1990-е было не до экологии. Были другие проблемы. Да и сокращение производства, закрытие заводов ослабили внимание к теме экологии, так как дымить стали меньше: в начале переходного десятилетия Россия стала мировым лидером по объему кумулятивного снижения выбросов парниковых газов.
После 1998 года промышленность задышала. Но ее «выдох» оставался прежним, ведь основные средства были построены в те времена, когда о чистоте выпускаемого из труб воздуха никто особо не задумывался, а если и задумывался, то, как уже было сказано, далеко не в первую очередь. Возвращение к жизни промышленности сопровождалось и повышением интереса к проблемам экологии как со стороны государства, так и со стороны граждан и общественных организаций.
Новые собственники получили старые активы со старыми же проблемами. Более того, за прежние годы работы эти производственные мощности, прежде всего горнодобывающие и металлургические, накопили рядом с собой миллиарды тонн отходов: вскрышная порода, шлам, зола, хвосты обогащения и так далее. И со всем этим нужно что-то делать.
Да и сами отработанные месторождения представляют собой угрозу для природы и человека.
Характерный пример — Коркинское месторождение бурого угля в Челябинской области. О том, что в регионе есть залежи этого полезного ископаемого, было известно еще в середине XIX века. Само месторождение было открыто в начале прошлого столетия, а к его активной разработке приступили при советской власти, в 1930-е.
Примечательно, что разработка карьера началась с мощного взрыва, призванного облегчить доступ к угольным пластам. Он готовился более полугода. Была произведена полная эвакуация жителей города Коркино и расположенных рядом поселков. Взрывом было поднято в воздух более миллиона кубических метров грунта. Все действующие на тот момент сейсмические станции мира зафиксировали этот мощнейший взрыв. Задача быстро добраться до угольных пластов была выполнена. А какой ценой и какое воздействие при этом было оказано на природу — вопрос второстепенный.
Месторождение долгие годы разрабатывалось открытым способом, что в итоге привело к появлению самого большого в Евразии карьера: его длина достигает четырех километров, ширина — около трех, а глубина —540 метров.
Это стало проблемой для близлежащих населенных пунктов — возникла опасность разрушения жилых домов, расположенных недалеко от борта карьера. Более того, в карьере происходит самовозгорание угольных пластов, что приводит к задымлению и отравлению атмосферы близлежащих территорий, в том числе областного центра — Челябинска.
В ноябре этого года добыча угля на Коркинском месторождении была прекращена. Его рекультивация, по некоторым оценкам, может составить до 30 млрд рублей. Кто ее оплатит — пока неизвестно. И это не единственный объект такого рода — в промышленных регионах множество рудников, карьеров, отвалов, рекультивацией которых после прекращения добычи полезных ископаемых никто не занимается.
Деньги идут в чистый воздух
Металлургическая промышленность сегодня один из лидеров по объемам частных инвестиций в модернизацию производственных мощностей, следствием которой в том числе становится улучшение экологической составляющей.
Например, сталеплавильная промышленность избавилась от мартеновского способа выплавки металла — энергоемкого и экологически вредного. Повсеместно внедряются системы замкнутого водооборота, что сводит на нет загрязнение рек промышленными стоками. Особенно важно это для предприятий цветной металлургии.
Стратегия развития черной и цветной металлургии до 2030 года, цель которой — обеспечение устойчивого развития отрасли, предполагает, что для ее исполнения потребуется свыше 6,2 трлн рублей.
С одной стороны, к вложениям подталкивает высокая степень износа основных фондов, с другой — неплохая конъюнктура на рынке металлов, позволившая накапливать средства для реконструкции существующих производств и строительства новых. Кстати говоря, все это стало возможным только после получения от госорганов необходимых разрешений, выдаваемых в случае, если инвестор сумеет доказать, что объект не будет оказывать существенного воздействия на окружающую среду. Кроме того, по сложившейся уже практике помимо государственных заключений право на строительство нового предприятия почти всегда приходится отстаивать в активном диалоге с местными властями и общественностью, которые заинтересованы не только в налогах и рабочих местах, но и в высоком качестве окружающей среды.
Собственно говоря, эти же подходы распространяются и на предприятия других отраслей, как модернизируемые, так и вновь строящиеся, что и способствует появлению в стране современных производств, отвечающих требованиям времени с точки зрения не только технологии производства и качества выпускаемой продукции, но и охраны окружающей среды и здоровья человека.