От большого договора — к большой сделке

Леонид Григорьев
11 декабря 2017, 00:00

У группы ГАЗ Олега Дерипаски может появиться немецкий совладелец

ТАСС

Volkswagen ведет переговоры о покупке миноритарной доли в группе ГАЗ — крупнейшем российском производителе легких коммерческих автомобилей. Об этом со ссылкой на свои источники сообщило агентство Reuters. Других подтверждений намерений немецкого концерна поучаствовать в капитале российского пока нет. На сегодня группа ГАЗ — единственный крупный российский автохолдинг, не имеющий в составе своих акционеров такого иностранного участника из числа мировых автоконцернов, который мог бы в той или иной степени влиять на управление предприятием за счет владения акциями. Владелец контрольного пакета (61,05%) группы ГАЗ — компания «Русские машины», входящая в группу «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Для Volkswagen вхождение в капитал группы несет не только выгоды, но и риски, отмечают участники рынка.

К иностранцам не привыкать

Сотрудничество с зарубежными автокомпаниями у группы ГАЗ, что называется, вписано в генетический код — ее базовое предприятие, Горьковский автозавод, было построено в 1932 при участии американской компании Ford. Шестого декабря автозавод отпраздновал свой 85-летний юбилей, торжественные мероприятия по поводу которого посетил Владимир Путин.

В своей новейшей истории российский автоконцерн больше тяготеет к сотрудничеству с немецкими производителями: в 2010 году было подписано соглашение с Daimler AG, в рамках которого в Нижнем Новгороде организовано производство коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter, в 2011-м — с Volkswagen Group Rus. Последний документ предполагал организацию на мощностях нижегородского завода производства автомобилей марки Volkswagen и Škoda. В рамках соглашения было выпущено порядка 200 тыс. автомобилей Volkswagen Jetta, Škoda Yeti и Škoda Octavia. Инвестиции в совместный проект с Daimler составили более 190 млн евро, с Volkswagen — 300 млн.

В июле 2017 года партнерство с Volkswagen Group было расширено: контрактное производство легковых автомобилей продлено до 2025 года, достигнута договоренность о поставках двигателей производства Volkswagen для автомобилей семейства «ГАЗель Next». Кроме того, было подписано соглашение о намерениях с Volkswagen Truck & Bus, которое предусматривает стратегическое партнерство с этим производителем легких коммерческих автомобилей, грузовиков средней и тяжелой серий, а также автобусов.

Группа ГАЗ объединяет 13 автопредприятий, входящих в пять дивизионов. Выручка компании превышает 150 млрд рублей, по итогам 2016 года после нескольких лет убытков группа получила прибыль, а продажи автомобилей ГАЗ на российском рынке по итогам прошлого года выросли на 9%, притом что в целом рынок прибавил только 4%. Всего было выпущено более 124 тыс. автомобилей. Капитализация группы превышает 13 млрд рублей, ее обыкновенные акции выросли в цене с начала года более чем на 20%.

Группа ГАЗ 28-02.jpg
Группа ГАЗ

И в горе, и в радости

По мнению директора Национального агентства промышленной информации Russian Automotive Market Research (НАПИ) Татьяны Арабаджи, в случае, если сделка с Volkswagen состоится, ее результатом станет более глубокая кооперация между партнерами: возможен выпуск автомобилей на одной платформе, использование общей компонентной базы. Это особенно важно для российского партнера. В то же время коммерческие автомобили ГАЗ достаточно востребованы на российском рынке и на рынках развивающихся стран. Таким образом, поставки на внешние и внутренние рынки «ГАЗелей» с узлами от Volkswagen — это дополнительный сбыт для немецкого партнера.

Член правления консалтинговой компании Roland Berger Strategy Consultants Эдуард Черкин считает, что интерес Volkswagen прежде всего в укреплении позиций на российском рынке, который, несмотря ни на что, остается одним из крупнейших в Европе.

Объемы производства группы ГАЗ, 2016 год 28-03.jpg
Объемы производства группы ГАЗ, 2016 год
Выручка группы ГАЗ (МСФО) 28-04.jpg
Выручка группы ГАЗ (МСФО)
Прибыль группы ГАЗ (МСФО) 28-05.jpg
Прибыль группы ГАЗ (МСФО)

«Мы видим, что состояние российского авторынка ниже его потенциала, — отметил Эдуард Черкин. — Какое-то время назад европейская компания приняла решение физически присутствовать на нем. Сейчас Volkswagen занимает существенную долю российского авторынка, и интересы концерна — получение дополнительных прибылей, выгод из локального присутствия в России. Это и стало в свое время причиной долгосрочного партнерства между российской и немецкой компаниями. Для получения изначально желаемого Volkswagen результата — дополнительной выгоды через локализацию — это был верный ход. Тогда приобретения акций не потребовалось. Не обязательно, что такие действия Volkswagen сочтет необходимыми и сейчас, ведь для этого концерну потребовалось бы поменять бизнес-модель своей работы в России, перейдя от контрактной формы взаимоотношений с местным партнером к вхождению в его структуру. Не будем забывать, что контрактная форма тоже имеет свои плюсы — минимизируются риски за партнера, снимается необходимость самому вкладываться в строительство производства. При этом сохраняется свобода как в сохранении старых поставщиков комплектующих, так и выборе новых, в том числе местных. А существенное вхождение в капитал российского партнера, особенно на мажоритарном уровне, связано и со своими рисками — начиная с роста ответственности за его работу. Сегодня, за исключением случая “Renault–Nissan–АвтоВАЗ”, европейские компании демонстрируют осторожный подход в выборе бизнес-модели взаимодействия с российскими партнерами, предполагающий именно минимизацию рисков. Поэтому в России до сих пор не только ГАЗ остается по своей сути российской компанией с точки зрения нахождения его мажоритарных акционеров. Это и КамАЗ, и УАЗ, хотя в их капитале участие иностранных компаньонов, конечно, заметно. Поэтому корректно сказать, что стратегия локализации будет реализовываться Volkswagen в любом случае. Но присутствие в капитале группы ГАЗ германского концерна, имеющего опыт производства локального контента, может и не оказать принципиального влияния на достижение немцами главной цели. Вопросы успеха локализации прямо зависят от экономики продукта, его ценового позиционирования, валютных рисков, возможностей поставщиков обеспечить качество, себестоимость и надежность поставок».

Доля группы ГАЗ на российском рынке автобусов  28-06.jpg
Доля группы ГАЗ на российском рынке автобусов
Доля группы ГАЗ на российском рынке легких коммерческих автомобилей   28-07.jpg
Доля группы ГАЗ на российском рынке легких коммерческих автомобилей
Доля группы ГАЗ на российском рынке полноприводных тяжелых грузовиков  28-08.jpg
Доля группы ГАЗ на российском рынке полноприводных тяжелых грузовиков

Вместе с тем не исключено, что процесс входа Volkswagen в капитал группы ГАЗ может быть также затруднен из-за политических проблем: санкции против России, отдельных компаний и персон могут быть ужесточены после доклада, содержащего информацию о крупных российских бизнесменах, их связях с властью, размерах и источниках их состояния. Доклад должен быть представлен в Конгресс США в феврале будущего года. Предполагается, что санкции могут быть введены не только против собственно российских предпринимателей, но и против тех, кто ведет с ними бизнес.