Песнь неразделенной любви

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
11 декабря 2017, 00:00

В Московском Губернском театре — премьера спектакля «Вишневый сад» в постановке Сергея Безрукова

КСЕНИЯ УГОЛЬНИКОВА

Сергей Безруков сделал Лопахина центральным персонажем спектакля и тем самым напомнил о своей едва ли не главной на театральной сцене роли — Сирано де Бержерака. «Сирано» был поставлен им в 2008 году, а в 2015-м Безруков ввел этот спектакль в репертуар руководимого им Московского Губернского театра. Главная роль в новой версии «Сирано» в обновленном составе — у 31-летнего Гелы Месхи. Но эта роль настолько плотно вошла в актерскую и режиссерскую суть Безрукова, что если кино и телезрители ассоциируют его с образами русских поэтов: Есенина, Пушкина, Высоцкого, — то для театралов он был и остается Сирано де Бержераком, который настолько влюблен в Роксану, что готов ради ее счастья скрывать свои чувства к ней до самого конца. И если Сирано от Роксаны отделяет его нос, то Ермолай Лопахин не может дотянуться до любимой им с детства Раневской из-за отца — крепостного крестьянина. И никакие деньги ему не помогут преодолеть этот социальный барьер.

В роли Лопахина — Антон Хабаров, и он в полной мере наделяет красотой и обаянием своего персонажа. Как и полагается классическому Лопахину, уверенному в себе и знающему, как устроена нынешняя жизнь. Он муравей, влюбившийся на свое несчастье в стрекозу Раневскую — ее играет Карина Андоленко, в послужном списке которой роль Роксаны на сцене Губернского театра. Она исполняла ее в паре с самим Сергеем Безруковым. И тот не упустил случая снова сделать ее объектом недосягаемой любви. Действие начинается со сцены ожидания Лопахиным приезда гостей. Безруков намеренно удлиняет ее, что позволяет зрителям плавно войти в художественное пространство спектакля, и их ожидания фокусируются на развязке отношений между Лопахиным и Раневской. Под музыку Баха они ждут, заметит ли стрекоза с высоты своего полета, как сильно шелест ее крыльев волнует муравья, блуждающего по земле среди деревьев ее любимого вишневого сада.

Вишневый сад — единственное место действия спектакля. На сцене по воле Безрукова — в «Вишневом саде» он выступает еще и в роли сценографа — произрастают максимально натуралистичные деревья и трава. Часть действия он выносит за сцену, и реплики, которые неуместно произносить в саду, зритель слышит из динамиков, доносящих до нас отголоски событий, происходящих в воображаемом доме. Шкаф, к которому обращен знаменитый монолог Гаева, уменьшен до игрушечных размеров и входит в набор детской мебели Раневской, позволяющий оправдать ряд реплик персонажей, которые зритель привык слышать в комнатных интерьерах. Еще один важный элемент действия — клавесин, стоящий перед сценой, в зрительном зале, куда ключевые персонажи спускаются, чтобы наиграть какую-нибудь мелодию. Как нетрудно догадаться, каждый исполняет на нем мелодию своей души. Самую изящную — «мужичок» Лопахин.

Вишневый сад превращается в метафору состояния его души. Если в начале действия сад находится в апогее своей красоты, то к его концу деревья вырывают с корнем, и они взмывают к потолку. Любовный роман окончен, так и не начавшись. Сергей Безруков рассказывает историю любви Лопахина со всеми психологическими нюансами, и это то, что удается ему как нельзя лучше. Действие максимально насыщенно. На сцене кипят страсти, все друг в друга влюблены, и нельзя понять, кто по-настоящему удачлив: те, кто ненадолго соединяет свои сердца, а затем разлучается, или те, кому суждено вечно петь песню неразделенной любви. Лопахин неотразим. И единственный, кто его достоин, — трудолюбивая Варя. В исполнении Натальи Шклярук она молода и красива. Но иллюзорная реальность в который раз побеждает осязаемую, даже в том случае, когда выбор делает рациональный Лопахин. Вишневый сад — это лишь один из миражей, Лопахин попытался его рассеять, и что он обнаружил? Что он — один, а вокруг — выжженная его собственными усилиями вселенная.